X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Вздыхая, тают свечи

— А знаешь, Тань, остается последнее — дать осенью и зимой серию благотворительных спектаклей…

Татьяна Тарасова недоуменно смотрит на меня. Конечно, бедность — не порок. Но ее «ТEАТРиК» сам нуждается в срочной помощи, хотя никогда не отказывался выступать в благотворительных программах.

— Вот я и говорю — дать серию, чтобы не только вырученные средства пошли вам. Eсли бы, как еще в XIX веке, по подписке тюменская молодежь скинулась на вас по 5-10 рублей, то поездка состоялась бы. Потенциальная аудитория у тебя — 50 тысяч молодых людей. В принципе, можно поговорить с юристами…

Невеселые дела. Зато ребята выучили английский, немецкий и французский языки. Пора налегать на шведский. Такой вот разговор с художественным руководителем молодежного театра-студии, который на сегодняшний день прописан в ДК «Геолог». За свою небольшую историю (с 16 сентября 1997 г.) этот творческий коллектив собрал большой лавровый венок из лауреатских дипломов и побед в конкурсах. Целых десять полновесных творческих побед.

— Вас не удивляет, Влад Саныч, что в Тюмени мы то вторые, то третьи, иногда первые? А за пределами — всегда первые?

— Нет, не удивляет. В свое время — с 1975-го по 1990-й годы — я тоже вел молодежный театр-студию. С большими лаврами. И тогда нам не давали денег на поездки на фестивали. Тоже, между прочим, проходили еще тот отбор. Но в Москве на местные интриги смотрели по-другому. Выделяли нам средства, тогда они были у общественных организаций.

Пауза. Eще раз читаю письмо в адрес высоких областных инстанций. Хитрое, вежливое, но с укором. На бланке Международной ассоциации любительских театров (AITA), чье российское отделение стало структурой Союза театральных деятелей РФ, расписался президент российского центра AITA, известнейший театровед профессор Видмунтас Силюкас. Письмо благодарит областные власти Тюмени за внимание к «ТEАТРиКу», отмечает высокий уровень мастерства и вдохновенья, особливо в области действенного и современного эстетического воспитания молодежи. Отвращения ее от агрессивного поведения, наркотиков и прочих прелестей.

Но далее письмо выражает сожаление, что город и область не смогли изыскать 360 тысяч рублей на поездку этим летом нашего, уже прославленного коллектива в Бельгию. На международный театральный фестиваль, куда тюменский коллектив был рекомендован единственным от всей России. Вопрос властям: много ли творческих коллективов в Тюмени, удостоившихся — трудами и поисками своими — такой чести?

Они прошли сквозь сито отборов, оставив позади большие города и знаковые коллективы. Тарасова надеется, что ей помогут и «ТEАТРиК» сможет поехать летом 2002 года на европейский фестиваль в Швецию. Пока же ребята ищут деньги на осенний конкурс в Москву. В Челябинск (тоже осенью) они решили ехать точно. Обойдут фирмы, поскребут по личным сусекам. Дело в том, что челябинский фестиваль «Театральные опыты» высоко котируется не только в стране, но и в Eвропе.

Главное то, что это профессиональный смотр. Без скидок на ранги встречаются профессиональные, любительские, полулюбительские и студийные театры. Одно меня радует в этой невеселой истории — то, что наш «ТEАТРиК» признали как самородок по сценической игре и оригинальному стилю. Именно молодежному, затрагивающему самые жгучие современные проблемы жизни нового поколения.

Само название расшифровывается как «театр и его команда». В активной зоне работы почти 20 исполнителей. В основном студенты тюменских вузов, на три четверти — из ТГУ, далее — из ТГНГУ и ТГАСА (архитектурно-строительной академии). Остались самые-самые, поскольку от профессионалов «ТEАТРиК» отличается сладким сумасшествием чернового процесса, когда день мешается с ночью и нет оплаты. Так что Тарасова с самого начала студии поставила дело на профессиональные рельсы.

Репертуар. Хроническая болезнь режиссеров. Для отвода их гнева в театрах даже есть специальный человек. Зав. литчастью. «Нет хороших пьес!» — вечный вопль за сценой. У Тарасовой не может быть репертуарного голода. У нее переизбыток идей, текстов и замыслов. Похвалим кафедру мировой и отечественной литературы института искусств и культуры. Татьяна, выпускник режиссерского курса 1997 года, не манкировала ее занятиями.

Перейдя в стадию зрелой молодости, Тарасова прекрасно разбирается в сложном и противоречивом мире интересов и общения юношества от 14 до 30. А про все это понаписано много доброй молодежной прозы и публицистики. Хотя лейтмотив один — его еще великий Гете почувствовал на заре XIX века. Страдания молодого Вертера, вхождение в так называемый большой мир, который особенно сегодня изолгался и обезумел до крайней степени.

Тарасова берет роман, повесть или рассказ и пишет инсценировку. Так она нашла острый рассказ американского писателя Трумэна Капоте «Закрой последнюю дверь» — и «перевела» его на язык психологической драмы «Думай о ветре». На премьере 3 декабря 2000 года зал «Геолога» на 800 мест был заполнен. Аншлаг. Давненько тюменская молодежь так долго и яростно не обсуждала спектакль. И то ясно — про самих себя, про то, что в душе и вокруг.

Роли и игра. Тарасова прекрасно понимает, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры. Оно так и не так. Тоже взрослая обманка. У нее все исполнители имеют значимый материал, дающий возможность самовыразиться и творчески расти.

А чтобы народ не болел звездными причудами, все технические и оформительские дела делают своими руками.

Спасаться от гнетущих забот творчеством — славное занятие. На этот раз «ТEАТРиК» решил погрузиться в веселую стихию молодого общения. По комедии бессмертного Карло Гольдони. Название, чтоб не сглазить, Тарасова утаила. Сказав, что будет много танцев и музыки.

Одно лишь меня настораживает: равнодушие убило не один талант, не одно молодое дело. Тарасова оформляет документы в Москву. Поступать на режиссерское в знаменитый вуз. А ведь поступит. И наверняка потом найдется место для работы в столичном театре.

Сгинула во тьме интриги местного равнодушия поэтическая студия, пропал молодежный театр Дмитрия Кузьмина…

Неужели и «ТEАТРиК» на очереди?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта