X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

От демократизации к деградации

По словам Николая Гольцова, заместителя директора областного департамента образования и науки, «учебный план усваивается учениками лишь на 40 процентов».

Логично было бы предположить, что утверждение департаментом по образованию нового «Примерного учебного плана» на 2001-2002 годы направлено на улучшение ситуации.

На деле же все оказалось совсем иначе: учебных часов стало меньше, а объем школьной программы остался прежним, к тому же добавились и новые предметы. Учителя недоумевают: «Как «впихнуть» образовательный минимум в отведенные часы? И о каких знаниях может идти речь, если многие темы придется изучать обзорно? Впрочем, возмущения носили «подпольный» характер — высказаться в открытую против областного приказа никто так и не решился.

По новому учебному плану все школьные предметы распределены на три блока: федеральный, вариативный и факультативный.

Федеральная часть делится на образовательные области: филологию, математику, обществознание, естествознание и другие. Каждая область, в свою очередь, — на образовательные компоненты. К примеру, область филологии включает русский язык, литературу и иностранный язык, область математики — непосредственно математику и информатику, естествознание — биологию, физику и химию и т.д.

Второй блок — вариативный, состоит из двух компонентов — национально-регионального и школьного. Предметы национально-регионального компонента — «Основы законодательства Тюменской области» и «Основы духовно-нравственной культуры» — изучаются как самостоятельные дисциплины «при условии их кадрового и методического обеспечения» (сие означает, что преподаватели школ должны пройти специальные курсы и иметь на руках как минимум одно пособие — так называемые «сигнальные» экземпляры). А национально-региональные же — «Краеведение», «Основы экологической культуры» и «Основы экономических знаний» — рекомендуется включить в программу обязательных предметов. К примеру, курс экологии учитель может проводить за счет «биологических» часов, а краеведение — за счет литературы и географии. Новый предмет «Профилактика наркомании» — за счет ОБЖ.

На базисный компонент по плану в 10-11 классах выделяется 25 часов в неделю. На школьный компонент (предметы выбирает сама школа) отводится 6 часов в неделю. Факультативы (индивидуальные или групповые занятия по выбору учащегося) займут 4 часа в неделю.

По мнению Николая Гольцова, утверждение нового учебного плана связано с «демократизацией современной школы — каждое образовательное учреждение само выбирает, по какому плану работать в течение учебного года». Иначе говоря, недаром учебный план назван «примерным» — неизменной остается только федеральная часть, все остальное распределяется школой на свой вкус или на свой ерах и риск (уж не знаю, как и Н1звать). «Федеральная часть учебного плана, — считает Николай Федорович, — будет реализована в этом году в полной мере» (то есть контроль за школами будет жестким).

Так же примерно высказалась и Ада Китайгородская, заместитель ректора Тюменского областного института развития регионального образования: «Федеральная часть областью не обсуждается — мы принимаем ее такой, какая она есть. То есть мы обязаны выделять на основные предметы не менее 25 часов в неделю. Eсли же времени на базисные предметы не хватает — существует еще шесть часов школьного компонента».

Как же обстоит дело в действительности? Практика показывает, что не все, что прекрасно на бумаге, таковым же является и в жизни. Учебный год только начался, а проблема распределения часов ухе существует.

Чтобы не быть голословными, попробуем проанализировать сложившуюся ситуацию в одной из тюменских школ (номер ее оставим в тайне, но если у чиновников от образования возникнет желание проверить мои слова — пусть идут в любую среднюю школу; я уверена, с подобными проблемами столкнулись в этом году многие из них).

По базисному плану учебные часы распределяются не по конкретным предметам, а по образовательным областям. К примеру, на филологию в 10-11 классах выделено всего четыре часа (в противовес прошлогодним семи) — а это значит, что в них должны уложиться русский язык, литература и иностранный язык. Математика «подерется» с информатикой из-за тех же четырех часов в неделю (вместо шести прошлогодних). Eстественные науки (биологию, химию и физику) «урезали» на один час.

«Что вы такое говорите, — предполагаю, ответят мне чиновники, — есть же школьный компонент и факультативы, пусть неохваченные темы проводятся за счет этих часов». Пожалуйста, попробуем распределить.

Например, филология в 10-х классах. Программно-методические материалы по литературе предусматривают обязательный минимум — 136 часов в год. Тематическое же распределение рассчитано на 129 часов. Оставшееся время обычно используют на обзорные темы, внеклассные чтения, уроки развития речи (а старшеклассники уже учатся навыкам устных выступлений, защищают рефераты — все более чем серьезно). Необходим один час в неделю на русский язык (выпускникам предстоит писать сочинение), два часа на иностранный язык (без него придется трудно в вузе, и вообще не поступить на многие факультеты). Лишних часов не остается.

Простая арифметика: в году 34 учебных недели, таким образом, чтобы освоить все 136 литературных часов, литературой необходимо заниматься как минимум четыре раза в неделю. Но это опять же в теории. Мне, например, вспоминается собственная преподавательская деятельность: выпавшие из-за праздников занятия, никак не усваивающий тему класс, и в результате — отставание чуть ли не на четверть. К тому же уроки литературы в старших классах начинаются с анализа произведений Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя — неужели изучать их обзорно, «галопом по Eвропам»?

А изучать национально-региональный компонент наши «образовательные» чиновники рекомендуют интегрированно — «отрывать» от базисных уроков 15 процентов времени, то есть выделять уроки на освоение, к примеру, литературного краеведения. Скорее всего, в результате забытым окажется целый блок литературы края. О факультативах и говорить не приходится — их посещают желающие.

Получается, что только на филологию придется «оттяпать» у школьного компонента часа четыре в неделю, на математику и информатику — два часа, столько же на химию и биологию. Итого — восемь часов, а на школьный компонент выделено всего шесть часов! При этом превышать максимальный объем учебной нагрузки нельзя — 36 часов при шестидневной учебной неделе. А если один день отнимает УПК? Тогда остается всего 32 часа.

Несоответствие получается! Часов не хватает, а объем материала не изменился. Неужели родителям придется нанимать репетиторов, чтобы их чадо усвоило школьный курс? К тому же в этом году добавляются еще и «Основы духовно-нравственной культуры» — правда, для тех школ, преподаватели которых прошли подготовительные курсы и имеют пособия. Звучит красиво, но видевшие программу по этому предмету утверждают, что обучение предполагает «воспитание цивилизованного человека» или «человека новой цивилизации» (точно не скажу, но в обоих случаях звучит абсурдно). На деле же предполагается обычное «вытягивание» кусков из той же литературы, истории. Вопрос — зачем?

В данном случае цель не оправдывает средства. От таких сокращений грамотнее никто не станет. А сколько еще учащихся «останется за бортом» после таких нововведений?

В заключение приведу пример из жизни. В редакцию попали листки с ответами на тесты, которые проводились в 11-х классах. Не важно, на какую тему они были. Интересно другое — море ошибок, постыдных даже для первоклассника. Вот некоторые из них: «трудновата но что поделать приходится перебиваемся», «деняк нету», «мечта у меня есть поступить в высшее университет».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта