Если нельзя, но кому-то хочется…
Самым затопляемым островком в море существующих нормативных актов является проблема согласования территории строительства. Последний и яркий пример тюменского «потопа» -строительство автозаправочной станции по ул. Зои Космодемьянской, у Комсомольского сквера.
Точнее, не строительство, а процесс согласования места для АЗС, что, впрочем, не умаляет значения проблемы. В отдел государственной экологической экспертизы областного комитета природных ресурсов застройщик, ЗАО «Синтра», обратился, как и полагается, в последнюю очередь, имея на руках почти все визы согласующих служб города и области (кроме заключения городского комитета по экологии, которое тоже входит в перечень «бегунка»). Но у специалистов-экспертов возникли сомнения.
Сначала — по санитарно-защит-ной зоне. Дело в том, что запланированная АЗС относится к предприятиям пятого класса опасности, что обязывает застройщика расположить станцию в пятидесяти метрах от жилья. Для строительства по правилам не хватало восьми метров. За разрешением на сокращение зоны застройщик обратился к главному врачу областного центра Госсанэпиднадзора Юрию Устюжанину и получил добро на сорок два метра. Как объяснил Юрий Викторович, «размер санитарно-защитной зоны предприятий пятого класса опасности может быть уменьшен, но не более чем в два раза при надлежащем обосновании». К тому же на станции планировалось установить всего две колонки, что, видимо, и послужило обоснованием. В общем, это сомнение экспертов застройщик благополучно развеял.
Но самым главным препятствием стало мнение граждан, которые живут в пределах тех самых сорока двух метрах от АЗС. По федеральному закону «Об экологической экспертизе» и закону «О регулировании земельных отношений в Тюменской области» результаты общественного мнения должны быть известны еще до начала проектирования объекта строительства. Об отношении граждан, очевидно, должен был спросить заместитель главы города Игорь Пустовит, подписывая первую бумагу -распоряжение на предварительное согласование места размещения АЗС. И, конечно, все последующие за ним согласующие службы.
Вместо этого главный архитектор города Валерий Кулачковский, например, пишет в заключении: «Городской комитет по архитектуре и градостроительству считает возможным размещение АЗС при условии согласования с территориальным управлением Калининского округа, ГИБДД, лесопарковым хозяйством, центром госСЭН, областным комитетом природных ресурсов, информирования жителей близлежащих домов». Условия ставит и председатель городского комитета лесопаркового хозяйства Татьяна Засуха: «При размещении объекта сохранить все зеленые насаждения ценных пород (берез)». Интересно, как можно сохранить зеленые насаждения (даже ценных пород) на небольшом пятачке при строительстве АЗС? Впрочем, далее Татьяна Анатольевна предупреждает о том, что вырубка должна быть согласована со специалистами комитета. Как понимать такие заключения?
Политика некоторых согласующих служб становится понятной, когда ответственные граждане начинают ссылаться на визы своих коллег. Встречались такие объяснения: «А это предложение внес городской комитет по архитектуре и градостроительству». «К ним все вопросы, как мы не могли подписаться после их разрешения?» — как по-другому можно разгадать этот ребус? Такие специалисты отказываются назвать даже фирму-застройщика, ссылаясь на служебную тайну, которой в данном случае и не существует.
Не до общественного мнения. Поэтому эксперты отдела государственной экологической экспертизы отправили «Синтру» за «народным словом». Поскольку сама фирма не имеет права проводить опрос, бумага пришла за подписью начальника территориального управления Калининского округа Валерия Борисова: «Служба заказчика по благоустройству Калининского округа, на содержании которой находится сквер «Комсомольский», довела до сведения жильцов данного микрорайона информацию о предстоящем строительстве АЗС по ул. Зои Космодемьянской, возражений с их стороны не поступало». Просматривая в приложении адреса опрошенного населения, эксперты поняли, что до граждан, живущих рядом с будущей АЗС, «социологи» почему-то так и не дошли.
Оказалось, что мнение жителей улиц Декабристов, Ленинградской, Зои Космодемьянской, которые после встречи с экспертами написали жалобу-протест против строительства, здорово расходится с мнением жителей улиц Молодогвардейцев, Лизы Чайкиной, Степной, Гастелло, Трактовой, Олега Кошевого, которые не возражают против появления на территории округа АЗС, потому что живут достаточно далеко от нее. Жалобу главе города Степану Киричуку написала и начальник калининского комитета по образованию Галина Зыкова, но документ в мэрии не приняли, потому что собранные подписи родителей и учителей школы № 30 оказались не расшифрованными (вот как строго!). Как говорит Галина Зыкова, район тридцатой школы и так считается травматичным, потому что рядом проезжая часть. А с появлением станции машины начнут ездить по дороге, которой учащиеся ходят в школу.
Самая главная проблема, считают экологи, не в фирмах-застройщиках, как мы привыкли думать. Фирма в данном случае действует «как положено, по закону», собирая все необходимые согласования и не отказываясь от своих, коммерческих, интересов. Проблема — в отсутствии градостроительной политики. Специалисты, рассматривающие различные проекты, говорят, что город наш развивается исключительно по трем направлениям: стоянки, заправки, гаражи. И никто не знает, сколько нужно городу этих сооружений.
Губернатор Сергей Собянин, например, на пресс-конференции 1 июня сего года говорил, что в Тюмени 116 АЗС, в том числе те, что построены в пойме реки. Так вот, количество существующих АЗС в 2,5 раза превышает нормативы. Городские архитекторы владеют цифрами двухгодичной давности: обеспеченность подобными предприятиями в нашем городе равна 180 процентам, что тем не менее не является основанием для отказа в строительстве еще одной и более станций — это нарушает права предпринимателя… Здесь тоже море прав, в котором права простого горожанина на чистый воздух и безопасность — утоплены. Срочно требуется ОСВОД!
***
фото: