Горькие и сладкие плоды просвещения
Дожили… После 20 августа с. г. вся страна озаботилась судьбой высшей, средней и профессиональной школы.
От президента, президиума Госсовета до традиционных августовских совещаний учителей в городских округах Тюмени. «Не говорите про реформу, говорите про модернизацию», — указуют нам из столицы. Распалился эфир от пустопорожней болтовни. Все про поиск адекватного текущему моменту содержания образования, про то, как выполнять в который раз подновленный якобы примерный базисный учебный план — плод то пи изощренного издевательства над здравым смыслом, то ли чинушного равнодушия.
Кругом реляции — про нулевую инфляцию в августе, рост экономики и реальных доходов трудящихся. Хорошо, хоть канал ТВ-6 объяснил, что цифирь ловко усреднена. На овощи цены упали на 10 процентов, а на остальные продукты и товары, наоборот, выросли на те же 10 процентов. Делим и множим, получаем в среднем ноль. Очень громко говорят о повышении окладов учителям на 20 процентов, грядущих прибавках на 100 процентов и прочая.
Умный и новаторский педагог профессор Загвязинский на областном совещании вызвал аплодисменты, сказав, что повышать зарплату надо в 2-2,5 раза. Но я, пока еще доцент с большим вузовским стажем, аплодировал бы потише. Правители хвастают грядущим профицитом бюджета (превышением доходов над расходами) в миллиарды рублей. И — жалкая подачка нам, бюджетникам, сеющим разумное, доброе, вечное.
Я сужу по реальной жизни, по магазинам. Доцент на руки сейчас получает 3 тысячи. С ужасом смотрю на «кашляющую» от старости кухонную электроплиту 1978 года рождения. А вдруг откажет? Где взять 5 тысяч на самую дешевую? Относительно приличные зимние ботинки обошлись в 1,5 тысячи. Квартплата зашкалила в августе за 500 рублей. Какой Интернет, поездки на конференции, если один учебник стоит не меньше ста?
О чем вы, бесстыжие, спорите? Большинство учителей и преподавателей вузов, не имеющих возможности подрабатывать за приличные деньги или брать свое иным способом, уже второй раз за последнее десятилетие оказалось не просто на грани бедности, а нищеты.
Издевательский областной прожиточный минимум в 1700 руб. в месяц позволяет мне сходить в «сэконд хенд», чтобы обмануть разглядывания студентов, чей наряд зимой у большинства тянет в совокупности на 40 тысяч (с шубой). Но для уже большой прослойки детей из сытых семей и это считается бедностью.
Даже хорошие люди удивляются, когда я говорю, что предложили в марте с.г. нашим студентам-выпускникам, у которых нет протекции в банках и фирмах. Только путь в школу. Распределения сейчас нет, есть список вакансий. Самая популярная в районах юга области была такая: человеку с университетским дипломом обещано около 500 рублей жалованья в месяц с 18 уроками в неделю. Плюс неблагоустроенная квартира. Со всеми прибавками и повышениями молодой человек получит около тысячи. А, говорите, пусть взятки берут, пусть подрабатывают? Да где там, на селе, разве натурой… Где ему подрабатывать, разве что в поезде милостыню собирать, едучи в Тюмень к родным за помощью.
Кто будет ваши содержания и инновационные планы в школах претворять, если давно оттуда ушли те, кто и знающей, и пробивней, и ловчей — кто куда, но где потеплей. Качественный состав педагогов резко упал. И не только потому, что остались старые да неверткие малые. Вы, правители, скажите, как прожить молодому человеку сейчас на тысячу в месяц, а опытному и даже заслуженному со всеми вашими подачками максимум на две с половиной?
Меня недавно укорили — вон, мол, сколько пишешь, выступаешь. Но эта поденка дает мне в лучшем случае 2 тысячи в месяц. Чтобы заткнуть самые необходимые бреши в семейном хозяйстве.
Условия быта и хотя бы нормальная оплата труда педагогов — вот корень улучшения нашего образования на всех его этажах. Сейчас принято говорить, что и при советском режиме педагогам платили мало. Беру справочник: нет, 80 процентов от уровня хорошего рабочего. Сегодня хороший рабочий получает в Тюмени за пять тысяч. По тем меркам учитель получал бы около четырех. Реально, не очень, конечно, но все же… Сейчас — 40 процентов заработка квалифицированного работника. Весь преподавательский корпус в России составляет около 8 процентов трудоспособного населения. Даже в текущих сложных условиях перемен бюджет в состоянии поддерживать планку уровня жизни учительства выше реальной черты бедности в 3 тысячи.
В России, как известно, — власть тьмы и тьма власти. Чего ее не употребить? Ну не можем мы, нормальные педагоги и затурканные директора, заняться хорошей идеей — созданием при образовательных учреждениях попечительских советов. В дерьме издевательства мы по уши. Знакомый бизнесмен сказал мне, что он хоть сейчас вошел бы в такой совет. А пока: даришь школе компьютер — гони налог с той и с другой стороны. Неужели так сложно разработать официальное положение, установить разумные нормы и налоговые послабления?
А пока премьер Михаил Касьянов озаботился плохими учебниками по новейшей истории России. Неужто советники опять подвели? Да все они давно и заново переписали историю. В верноподданическом духе. Правда, с разными кренами. То в сторону возрождения единства батюшки-царя с народом и про проклятые козни бунтовщиков, то в сторону земского пути. Те, которые шибко либерально-западно-прогрессивные, на соросские деньги выпустили в 1994 г. «Русскую историю в сравнительном изучении» В.Г. Хороса. Про то, что гоголевская птица-тройка — Русь — пример национализма с амбивалентностью (?!) (не объяснил последнее автор). В нашей истории констатируется сплошная отсталость, соседствующая с отрицанием ее и возвеличиванием России, что, мол, выполняет функции идейно-духовной компенсации на фоне слаборазвитости (?!).
Г-н Касьянов! Про что писать-то? Про то, как в ночь с 31 августа на 1 сентября с.г. старые пролужковские начальники «Мосэнерго» обороняли свою контору от новых начальников от чубайсовского РАО EЭС России? Про дельцов из авиакомпаний, которые взвинтили и так заоблачные цены на билеты в сторону несчастного якутского Ленска почти в два раза? (Из интервью с не зря популярным в народе Сергеем Шойгу). Лучше бы вы нам, педагогам, хоть маленькое послабление сделали — скостили проезд в городском транспорте наполовину. А то спешишь на занятия, садишься в автобус за 5 рублей. Рядом вальяжные дяди и тети раскрывают красные корочки — и бесплатно. А вы -давайте двигать образование ближе к практической жизни. К какой? Как получше встать в людном месте с протянутой рукой и не быть побитым профессионалами по безналоговым добровольным сборам от сердобольных граждан?
А к концу года реальная инфляция будет равна 20 процентам уже полученной надбавки. Дальше новый виток. Пойдем все с шапкой по кругу или займемся самой главной проблемой нашего образования?
Сейчас опять заговорили про омоложение кадров. Уберем, мол, старичье с просоветским запахом. Только без хотя бы трети зрелых и опытных педагогов у вас ничего не получится. Генетический закон с моральным фактором. В силу возраста, готовясь, кто ведает, к встрече за порогом бытия, меньше грешим, больше о духовном и красивом размышляем. Юным пригодится. И хватит тыкать мне примером быстрого возрождения постнацистской Германии в конце 1940-х -начале 1950-х гг. Успехами Эрхарда и Аденауэра. Я-то помню и про план Маршалла, когда над Рейном пролился золотой долларовый дождь. И то, как проценты на займы скащивали — за обслуживание американских военных баз. России почему-то МВФ и прочие такой режим в годы правления Eльцина-Гайдара-Черномырдина не создали. Лучше бы малазийского президента спросили, как это он без удавки МВФ экономику поднял на своих рыночных рельсах. Здоровая часть старшего поколения за реформы. Только за белый их способ, а не черный, который все еще сотрясает нас.