X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сказка о потерянном времени…

За несколько дней до начала очередного учебного года Госсовет России занимается модернизацией концепции образования. Ясно всем: так учить и так учиться больше нельзя.

Плохие учебники, полуголодные учителя с унизительно низкой зарплатой, обессиленные школьной нагрузкой ребята.

А не растянуть ли процесс обучения до двенадцати лет? Телевидение шутит: отличная мысль, чем больше времени учишься, тем меньше до пенсии вкалывать придется, старшеклассницы могут уходить в декрет прямо со школьной скамьи, а в школах появятся целые ученические династии — дети в первом классе, родители в двенадцатом…

Глупость, безграмотность, некомпетентность — так отзывается о нынешней системе образования педагог-новатор Николай Зайцев, автор новых технологий обучения математике, чтению, русскому и английскому языкам. Четыре дня Николай Александрович проводил в Тюмени авторские курсы для родителей, воспитателей и учителей. И за четыре дня обратил в свою веру несколько десятков родителей и педагогов тюменских школ и детсадов. Это им теперь модернизировать процесс обучения в своих школах и классах, убеждать в этом директоров и завучей. Хочется верить, что по-старому работать они больше не смогут.

С критикой современной школы Зайцеву можно выступать со сцены, как артисту Михаилу Задорнову. Артистизм Николая Александровича, меткие остроумные определения, логичные выводы, выразительная речь… зрители забывают обо всем на свете. А чудеса, с какими он усовершенствовал обучение, достойны внимания лучших иллюзионистов мира. «Он просто волшебник», — восхищенно ахает галерка, когда совершенно незнакомые с английским языком тетеньки через 15 минут пишут на доске под диктовку английские слова. Eще пять минут, и вся аудитория записывает любое число в двоичной системе.

Все педагоги-новаторы ругают современное образование. Николай Александрович не просто критикует, его критика аргументированна. Попробуйте, например, просклонять числительное «восемь» как существительное 3-го склонения «кость», так советует учебник. Пробуем, и ерунда получается. Оправданий на такие «кости» в программе у преподавателей русского языка не находится.

Бедой начальной школы Николай Александрович считает затянутость учебного процесса. Дети, обученные по методике Зайцева, начинают читать за несколько занятий (в обычной начальной школе только на изучение букваря уходит две долгие четверти). Пятилетки по Зайцеву легко считают в пределах сотни, знают деление и умножение. В этом возрасте у малышей подлинный энтузиазм в учебе. (Вспомните, с каким удовольствием вы сами играли в детстве в школу до тех пор, пока не прозвучал ваш первый школьный звонок.)

Здесь будут излишни вздохи: ах, несчастных детей лишают детства, ведь детство и здоровье дети теряют, сгорбившись за партами. Многолетними исследованиями доктора медицинских наук В.Ф. Базарного установлено, что после пятнадцати минут современного чистописания ребенок находится в состоянии, близком к стенокардии. В итоге: нарушения осанки у 63% учеников уже начальной школы, болезни, связанные с гиподинамией, близорукость… Готовим людей к трудовой деятельности, а выпускаем почти инвалидов.

У Зайцева процесс обучения встроен в игру. Школьники продолжают играть в школу, играть с удовольствием.

Все четыре дня семинара Зайцев по 30 минут занимался с группой малышей одного тюменского детского сада. Пятилетки, едва знающие буквы, на наших глазах с большим удовольствием читали склады по известным «кубикам Зайцева», а через два занятия самые смышленые уже составляли слова. Играючи, без напряжения дети осваивали чтение, счет.

Эксперименты с моим трехлетним сыном дали удивительные результаты. Через несколько минут игры «в зоопарк» ребенок безошибочно читал два десятка слов. (В нашем зоопарке жили не нарисованные животные, а слова — лев, слон, верблюд и др., написанные разноцветными маркерами). Вскоре сын читал эти же слова, написанные другим цветом и в другом порядке, потом смог находить знакомые слова в списке незнакомых слов.

Семилетняя Юля Жих, дочь коллеги Зайцева Eлены, в 1995 году пошла сразу в пятый класс. Мама познакомила Юлю с «кубиками Зайцева», когда ей было около двух лет. В этом году ей 13, она закончила школу и без проблем поступила в вуз. «Расскажите про свою дочь-вундеркинда», — прошу я Лену. Такой вопрос ее удивляет: «Это Зайцев — вундеркинд, а моя дочь самая обычная. Разговоры о том, что такие дети не поняты в коллективе, — пустые. Она отличается лишь тем, что умеет учиться. На домашние задания уходит от силы полчаса. Поэтому у нее много свободного времени, можно и теннисом заняться, можно латинским. Жалко было бы, если она это время в школе теряла».

Мои родители в свое время захотели продлить мне детство. В школу я пошла почти с восьми лет, хотя к четырем-пяти годам умела читать и писать и развлекала взрослых, вслух бегло читая газету. В то время еще не было продвинутых гимназий, я пошла в первый класс обычной школы, где до зимних каникул изучали букварь. В начальной школе на уроках откровенно скучала. И таких, как я, в классе было немало. Жаль потерянного времени…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта