Новое — просто хорошо забытое старое
Экскурсия руководителей и специалистов предприятий лесопромышленного комплекса Тюменской области по «Заречью» — обязательный пункт второго, заключительного, дня семинара по теме сертификации предприятий.
А. в первый день губернатор Сергей Собянин вручил «Заречью» Международный сертификат качества. Это и определило программу знакомства гостей с фабрикой.
Экскурсоводов — технического директора и директора по производству — плотно окружили, до меня долетали лишь обрывки фраз. Поэтому я решила сама прогуляться по цехам.
Первый цех, в который я попала, зеркальный. Здесь обитает тайна моего детства: сколько раз, стоя перед зеркалом, я пыталась понять, из чего оно сделано. И вот теперь представился случай увидеть, как стекло превращается в твое отражение.
Итак, сначала раскрой, потом стекло кладут на стол, снимают с него грязь, сначала специальным раствором, затем спиртом. Чистые куски стекла помещают в вакуумную металлизационную установку, с виду — большую бочку, лежащую на боку. Там, почти в космическом вакууме, растапливается алюминиевая фольга и напыляется на стекла. Зеркало почти готово, осталось пролакировать, что и делает большая машина.
Лакокрасочный цех я угадываю по резкому запаху краски. Им пропитано все: механизмы, просушенные и упакованные зеркала, пол, стены. Как тут работают люди? «Привыкли уже, даже не замечаем запаха», — отвечает работница цеха. Да, запаха свежевыкрашенных окон дома она, наверное, даже не чувствует.
Свой запах и у цеха механической обработки щитовых деталей мебели: пахнет клеем и деревом. В будущих дверцах, стенках гарнитуров просверливают необходимые отверстия, шлифуют кромку, прорезают пазы. Огромное пространство цеха заставлено стеллажами частей мебели — желтыми, черными, белыми, коричневыми. Вдоль стены тянутся ряды больших — в два человеческих роста — и маленьких механизмов. Но меня почему-то всегда угнетают грохот, визг и постоянное движение металлических автоматов, и я поспешила на сборку. Там находились и гости завода, осматривали образцы готовой продукции. Выдвигали и задвигали ящички шкафов, открывали дверки, пробовали на прочность железные ручки.
В завершение нас пригласили в музей старинной мебели, которая была изготовлена в конце XIX — начале XX веков. Своим созданием он обязан генеральному директору фабрики Сергею Киверину. Два года назад Сергей Аркадьевич начал собирать старинные шкафы, столы, серванты, буфеты, комоды… Какие-то вещи покупал, какие-то приносили тюменцы: старые деревянные дома сносят, куда бабушкины сундуки и буфеты девать? Сейчас в музее более 50 экспонатов. Одни родились за рубежом, другие — творчество местных мастеров. Почти все они достались музею в очень плохом состоянии, пришлось реставрировать.
Словно кукольные, диванчики с резными подлокотниками и мягкими подушками, обшитыми узорчатой материей, столы с резными ножками, столик для чаепития, украшенный, словно салфеткой, деревянной резьбой. Как в кино. Сейчас редко у кого дома стоит такая мебель. «Не хотите ли делать такую красоту на заводе, хотя бы штучно, на заказ?» — спросила я Сергея Аркадьевича и услышала в ответ: «У меня уже есть такая задумка».
***
фото: