Коварство и любовь
Такая странная и грустная история, хотя и радоваться стоит. Недалеко уже до 2 октября 2003 г. Десятилетие «Курьера». Моего личного юбилея в феврале 2004 г. -10-летия в роли обозревателя культурной жизни нашего города. Классик: «Коль мысли грустные к тебе придут — откупори шампанского бутылку и перечти «Женитьбу Фигаро». Шампанское в магазинах куда-то исчезло (кроме дорогущего закордонного). Фигаро здесь… не помогает.
Сидим друг против друга с Алексеем Ларичевым, главным режиссером тюменского театра драмы и комедии. Вроде бы радоваться надо и лишний раз перемывать «хорошие косточки» театру и актерам, покорившим на недавних летних гастролях минскую и смоленскую сцены. На столе красуется репертуарный пасьянс сезона 2000-2001 гг. Eсли все спектакли Ларичева соединить в одну большую симфонию, получается его «Война и мир» — особая энциклопедия, панорама духовно-культурной жизни мыслящего тростника, переполненного страданиями и страстями 1990-х гг. и начала нового века. «Вы всегда плюете, люди, в тех, кто хочет вам добра…». «Продавец дождя» с библейским огнем бога, разгневанного на изолгавшийся, безумно кровоточащий современный мир. «Эквус» с насмешками местных мнимых культурников — на упорство Ларичева, всякий раз выводящего на сцену живого коня. И много этих «интелей» с нательными крестиками, не желающих принять высшую данность — лик господа в явлении коня к нам в спектакле. Дабы не болтать о вере, а хотя бы начать очищать душу в свете Нагорной проповеди.
Как «аз есмь человек, а не поношение человеков» в «Нахлебнике». Как бесконечно добрая «Дорогая Памела», на дне бытия ищущая светлое в падшем человеке, чтобы не сгинул в ожесточении и цинизме. Eй помогает «Дама с камелиями», заклинает любить жизнь, несмотря ни на что. Насыщающая нас оптимизмом героиня в «Гарольд и Мод». И попытка в который раз обратить внимание на то, что войну надо убить прежде всего в душах людей («Мамаша Кураж»). И показать нынешним молодым, загнанным в угол негативом перемен, чистый путь «Домой». А средневековую пьесу-пантомиму про «Убийство Гонзаго» по-шекспировски обернуть в текущие дни, дабы показать их зловещую наготу. И пока зло одевается, успеть выстроить защитные порядки.
Рядом с авторским театром Ларичева — созвучные общему стилю театра гостевые постановки «Школы злословия», «Вишневого сада», «Мирандолины», «Кадрили»… Памятные и достойные опыты в режиссуре большого мастера сцены Семена Фуксмана (особенно «Вечерний звон» и «Последний грех»).
И надежные творческие и менеджерские скрепы директора театра Владимира Коревицкого с командой уникальных мастеров из цехов, главного художника Алексея Паненкова, балетмейстера Эдуарда Соболя, всех замов и администраторов, моего ангела-хранителя Анжелы Карапетян.
В конце августа победители вернулись домой. Что, власти устроили торжественный прием и разделили вкус творческой победы театра, набравшего к этому году такую удивляющую высоту полета? Нашли честных столичных критиков (еще есть немного), чтобы со стороны дать правдивую оценку этому уникальному событию в культурной жизни региона, престижному явлению для всех?
Ладно, власти. Удручает невнимание тюменцев. Это удивительно, ибо круг любителей-театралов у нас расширился. Правда, одну причину знаю точно. Зря театры отказались от постоянной и кропотливой работы по организации зрителя. Пора бы создать ассоциацию, клуб учредить, форму внимания постоянным посетителям.
Одна радость у меня — успешные гастроли смыли грязь с моих рецензий в нашей газете. Мои коллеги давно изгаляются, оспаривая «курьерские» оценки и разборы спектаклей. Вот он, ворох белорусских и смоленских газет с откликами на гастроли. В неслышимой овации слились издания всех направлений. Уровень комплиментов и похвал повыше градусом моего. Минская «Культура» (N 29, 2001): «Полный успех, богатая культурная палитра, обаятельная умная труппа, связь вечного и современного в продуманном и завидном репертуаре».
А какие эпитеты нашему заслуженному артисту РФ Геннадию Баширову за «Эквус», его энергетику, помогающую упавшему духом собраться с силами! Сам Баширов приятно удивлен, что в Минске моя коллега Татьяна Команова, помимо сцены, заинтересовалась и пытала его на предмет работы ведущим программы «Без суфлера» на тюменском «Радио-7». Где Баширов сам себе режиссер, драматург и исполнитель. В Тюмени секрет успеха такого «спектакля» никого не увлек…
Известный белорусский театральный деятель Анатолий Дзялендзик: необычные и глубокие трактовки, сильные актеры, пронзительный «Эквус». Критик Алла Савицкая (республиканская «Червона змена — Красная смена», 26 июля 2001) отмечает духовно-эмоциональный накал спектаклей, бережное и впечатляющее прочтение классики (удивительный синтез карнавальной стилистики «Мирандолины» с драматизмом жизни, трагический нерв «Убийства Гонзаго», парадоксальное и игровое упоение «Вишневого сада», блеск режиссуры Ларичева и сценографии Паненкова).
К «Школе злословия» критик отнесся построже, выделен Михаил Заец в роли Чарльза — за точное попадание в характер. Замечены работы Ирины Тутуловой, Галины Домниковой, блеск эмоций Татьяны Пестовой и ее тонкие ходы в роли Раневской в «Вишневом саде». «На сцене настолько выпукло разыгрывается драма-комедия человеческого бытия, что выявляется целая гамма нашего сегодняшнего многомерного мировосприятия» (Савицкая). В итоговом обзоре влиятельной «Культуры» (N 28, 2001) читаем: виртуозная игра (связка Пестовой с заслуженным артистом РФ Владимиром Орлом в «Мирандолине»). Ой, простите, Ларичева, Горбаня оценивают по мейерхольдовскому счету. Во дают минчане! Далее: «Соболю нет равных», Фирс Вилниса Пинтиса — апофеоз мудрой красоты нашего актера. Ах, эта заслуженная артистка РФ Анта Колиниченко, какая радость бытия! Eще: «Мы все в плену высокой культуры тюменского страстного театра». Фонтан комплиментов режиссеру Андрею Лапикову, актерам Рюрику Нагорничных, Сергею Кутьмину, темпераментно-заводной Татьяне Стри-люк, опять Колиниченко, роскошным краскам Галины Домниковой за «Кадриль». Выделены философские видения Ларичева и актера Сергея Осинцева, опять Баширова. Очистительные слезы пролиты над героем заслуженного артиста РФ Вениамина Панова («Нахлебник»), удача Геннадия Куцана.
Минск отдал пальму первенства «Гонзаго» и «Саду». Общая оценка — театр высокой духовности, очищающих страстей и доброй тревоги за современного человека.
Смоленские газеты: великолепный ансамбль, чудеса преображения («Смоленские новости», N 68, 2001). Отмечу ежемесячник «Вдохновение» — газету творческих союзов и учреждений культуры Смоленской области. На 16 полосах! Уважаемые тюменские власти, почему там при более бедном бюджете нашли ресурсы выпускать такую газету, а у нас нет? Главная мысль обзора гастролей нашего театра — это театр непрописных истин. Спасибо Сергею Романенко, готов повторить. И добавить — театр надежды, веры и любви, силы культуры и светлого духа, поддерживающего людей в это странное и жестокое время.
P.S. На заметку оппонентам Ларичева: смоленская «Все! + РП» (3 августа 2001) поставила его в авангард современной российской режиссуры. Как глубокого философа и тонкого интерпретатора.
***
фото: