Кубики Зайцева вместо букваря
«Тюменский курьер» в номере от 1 сентября уже знакомил читателей с педагогом-новатором Николаем Зайцевым. Зайцев проводил в Тюмени семинар для педагогов и родителей. Николай Александрович прославился тем, что принципиально изменил и упростил процесс обучения.
Малыши-двухлетки играючи начинают читать и считать, иностранцы без труда осваивают сложную грамматику русского языка. По Зайцеву учиться действительно легко, с этим соглашаются даже консервативно настроенные педагоги. А как же иначе, если двадцать страниц учебника втиснуто всего в одну таблицу, а по знаменитым «кубикам Зайцева» дети начинают читать и составлять слова на третьем-четвертом занятии. По кубикам читают даже умственно отсталые дети, признанные государством необучаемыми. Расскажу о самых интересных, на мой взгляд, идеях Николая Александровича, которых не хватает современной школе.
«Ни строчки дряни не писать, ни строчки дряни не читать» -главный принцип обучения у Зайцева. Малыши с детского сада привыкают к стихам великих поэтов, хорошим текстам… По утверждению Николая Александровича, «задача учителя с Великим знакомить, а не давать к посредственности привыкать». А как интересно детям выискивать и разбирать, например, глаголы в баснях Крылова или в стихах Некрасова! Ребята с удовольствием разучивают понравившиеся стихи. А человек, знающий на память 100 великих стихотворений, заметно отличается от окружающих грамотным письмом, правильной речью, памятью и даже лицом, — уверен Зайцев.
Не надо портить жизнь ребенку красными чернилами. Плохие отметки Зайцев ставит только карандашом. Получил двойку, легко стер ее ластиком, потрудился — исправил ошибки, и опять тетрадь на проверку. Теперь получай хорошую красную отметку. Перечерканная красным цветом тетрадь с жирными двойками развивает в детях психологию неудачника. А так и тетрадь красивая, и родители, и дети довольны. Карандашом пишут в прописях и первоклассники. И нет детских слез по поводу непослушных палочек и крючочков: все легко исправить.
Учитель должен угождать детям. Не может ребенок запомнить алфавит, попробуй положить 33 буквы на известную мелодию. И вот уже весь класс без запинки распевает любимую песенку. Не может ребенок неподвижно высидеть урок, дай ему возможность двигаться. «Eсли ребенку не интересно заниматься твоим предметом, значит, ты неправильно преподаешь», — учит Зайцев.
«Я — мастер показа», — так говорит о себе Зайцев. Весь учебный материал — колоссальная информация — систематизирован в таблицах, наглядных пособиях. Eсли, по признанию психологов, до 92% информации человек воспринимает глазами, так почему же, недоумевает Зайцев, учитель продолжает работать «с губы на у>о»? Нужно давать ребенку все пощупать руками и глазами. Буквы и склады превратились у Зайцева в кубики, все невидимые правила — в видимые пособия. Eго методики, будь то обучение чтению, математике, английскому, русскому языку, предполагают постоянное присутствие на стенах класса комплекта таблиц, значительно облегчающих изучение нового материала и предмета в целом. Со временем наглядная информация остается б голове, дети все реже обращаются к «шпаргалкам» на стене (ведь перестали же мы через какое-то время заглядывать в таблицу умножения).