Не отводить глаза от правды
В минувший четверг в центральной городской библиотеке прошел большой вечер памяти замечательного писателя Константина Лагунова. Собрались преданные поклонники его творчества, пресса, юношество, учителя, библиотекари, ветераны…
Сразу же адресую властям недоуменный вопрос многих присутствовавших: почему память орденоносца России, лауреата многих премий, профессора, почетного гражданина Тюмени не почтили власти всех наших рангов? Нельзя не приветствовать дух обновления, витающий в Тюмени, возможно, и культуре в скором времени полегчает. По крайней мере, нарушена неписаная традиция нашей страны, идущая с пушкинских времен, когда незамедлительно после ухода из жизни большого писателя выпускают или солидный однотомник, или собрание лучших произведений. В статьях и комментариях подводят итоги жизни и творчества.
Вечер открыла директор библиотеки Полина Шилова — верный друг и помощник Лагунова последние 15 лет. Однако официальная обстановка позволила ей коснуться только темы «автор-библиотека-читатель». Ведь все эти годы конференц-зал библиотеки был острой дискуссионной трибуной для обсуждения самых злободневных проблем на тему «Литература и жизнь». Именно здесь Лагунов интересно вел читательские конференции, представлял на наш суд свои новые произведения.
Ведущий вечера и сценарист Татьяна Афанасьева, зав. нотно-музыкальным салоном библиотеки, была на высоте: вместо портрета сам писатель общался с нами с экрана видеомонитора, рядом — выставка книг, фотографий и других документов. Переход от одной части вечера к другой Афанасьева выделяла чтением фрагментов из публицистики и прозы Лагунова. Не лукавлю — впечатление того, что незабвенный мэтр доброжелательно всматривается в зал …»Ну-ка, как вы сами без меня справитесь?» — было очень сильным.
Первые обобщения его пути прозвучали из уст литературоведов и культурологов ТГУ. Удивительно, но факт: отмолчались писатели из того творческого союза, который с таким трудом в 1963 г. основал Лагунов. Лишь из формации 1990-х слово взял прозаик Борис Комаров. Сильно прибавил он за последние годы и в мастерстве, и в разных сферах работы писательской организации. Вот уж один из лидеров по уму и общению. Комаров отметил, что Лагунов более всего близок ему «жизнью не придуманной литературной славы, масштабом личности, умением помогать расти в мастерстве молодым силам». Сначала было обидно, когда мэтр нашел серьезные изъяны в первых книжках Комарова. При подготовке сборника рассказов замечания всплыли и оказались кстати.
Интересно, что большую часть вечера заняли юные читатели. От работников областной детской библиотеки я узнал, что два последних года Лагунов председательствовал на областных детских провинциальных чтениях «С книгой по родному краю». Они собирают около 200 юных конкурсантов, и все их работы писатель разбирал самолично.
Из областного театра драмы и комедии на вечер пришли зав. литчастью Анжела Карапетян (отдать дань памяти учителю) и заслуженный артист РФ Вениамин Панов. Он напомнил, что с 1970-х гг. на сцене театра успешно поставлены четыре пьесы Лагунова. А «Одержимые» привлекли столичную публику на вошедших в историю гастролях 1975 г. Ведь и сегодня в Москву приглашают лучшие театры с мест. Я знаю, как спорят до сих пор о книгах Лагунова. Особенно что касается языка и стиля. И вот Панов прочитал большой отрывок из романа «Отрицание отрицания» (1998). Убедительно и красочно звучало слово — слово мастера…
Старший преподаватель кафедры журналистики ТГУ, кандидат филологических наук Николай Шишкин, недавно успешно защитивший диссертацию о тюменском северном очерке (Ананьев, Гольд, Гольдберг, Зимин, Лагунов, Омельчук, Седов… обширен список), своим выступлением напомнил мне писательские слова — гореть до упора, пока что горишь. Душевный огонь Лагунова, его неподдельный интерес к поискам молодых привлекал начинающих, делал их лучше. Так, в 1992 г. в ТГУ профессор Лагунов продолжил свою карьеру в качестве основателя и руководителя кафедры журналистики.
Известный тюменский архивист Майя Смирнова заметила, что мы плохо бережем документы и свидетельства, связанные с ушедшими людьми, внесшими неповторимый вклад в историю и культуру региона: «Почему мы забываем их добрый свет?..».
Художник Владимир Волков рассказал, как он работает над давно задуманной галереей знаменитых людей тюменской земли. Портрет Лагунова все еще в планах и перспективах. Скромничал, тушевался писатель, когда Волкову удавалось заставить его позировать, «Но я дал себе слово, что по тем наброскам, по фотографиям напишу лагуновский портрет. Кажется, я поймал то творческое состояние его души, которое более всего интересно для изображения».
До самой последней минуты держаться в седле, не поддаваться небытию — этого зарока Лагунов не нарушил. Он не вернулся из своего последнего боя с бездуховностью и социальными язвами текущего дня. Особенно подранки заботили его более всего. Мне удалось прочитать две главы из рукописи остро актуального романа «Самоеды», над которым писатель работал до предела. Проблема отцов и детей в современности, наркомания, агрессивная жестокость («люди светятся злом, источают зло, им и живут») не просто представлены. Как всегда, Лагунов предлагает и решения. Нам теперь смотреть, вникать — не отводить глаза от правды.