А судьи кто?
Сегодня в 10.00 в областном суде состоится второе заседание по делу Виктора Прудникова.
О первом заседании мы писали 15 сентября в заметке «Бодается теленок с дубом». Eго защитники оспаривают решение суда Ленинского округа об освобождении Прудникова (по незаконченному делу о клевете и вымогательстве) от уголовной ответственности и направлении его на принудительное психиатрическое лечение.
Поскольку дело это тянется довольно долго и так как «ТК» ничего не писал о сути обвинений и о личности правозащитника Прудникова, есть смысл ознакомить наших читателей с тем и другим. Это будет взгляд защиты — по документам из дела и по беседам с ее представителями. Точка зрения обвинения будет представлена по итогам процесса или по его ходу.
Виктор Константинович Прудников (1960) прибыл в нашу область из Баку после развала СССР, считая, что Россия, в отличие от Азербайджана, является государством, где торжествует закон. К правозащитной деятельности его подтолкнул собственный печальный опыт — «Сургутгазпром» обсчитал его в зарплате и пришлось трижды обращаться в суд. Иски, в том числе и по незаконному увольнению, были выиграны. Стал изучать законы и кодексы, свел знакомство с тюменскими правозащитными организациями. Потом сам создал такую организацию -«Чацкий и К».
За шесть лет правозащитной деятельности выиграл несколько процессов, в том числе и таких, где ответчиками являлись администрации Тюмени и области, должностные лица правоохранительных органов м даже прокурор области. В борьбе за права своих подзащитных Прудников обращался в самые высокие судебные инстанции России и даже добился рассмотрения трех своих жалоб в Страсбургском суде, хотя юридического образования он не имеет. Образованные тюменские адвокаты такой настойчивости не проявили ни разу.
Люди, которым Прудников помог бесплатно найти справедливость, объединились в центр его поддержки. Среди его защитников правозащитное общество «Дин» и известный московский правозащитник Юрий Падалко, сам в свое время подвергавшийся преследованиям за эту деятельность и выигравший процесс у теперешнего министра юстиции Ю.Я. Чайки, в бытность последнего прокурором в Иркутске. Все они полагают, что тюменские судьи небеспристрастны, принудительное психиатрическое лечение, назначенное Прудникову, рассматривают как месть и способ избавиться от беспокойного оппонента, в котором «доминирует желание правды» (из акта психиатрической экспертизы). Судьи неоднократно отказывали этим защитникам участвовать в процессе, за долгие месяцы Прудников не имел возможности встретиться с ними, не был ознакомлен с вынесенным заключением психиатров. В качестве адвоката Прудникову был назначен человек, которому тот не доверял свою защиту.
Поводом для нескольких пят-надцатисуточных арестов Прудникова, по мнению защиты, служил его прием «интонационной иронии», с помощью которого он формировал у граждан, присутствующих в суде, юмористическое отношение к судьям и тем самым понуждал их к соблюдению законности. Судьи же расценивали это как оскорбление суда.
Защитники Прудникова рассматривают факт принудительного лечения Прудникова вопиющим нарушением конституционных и процессуальных прав их подзащитного. К делу они подключили депутата Госдумы Сергея Ковалева, на чей запрос из Тюмени к моменту истечения положенных сроков ответа не последовало. Обратились они и в международные инстанции, усматривая в деле прецедент возврата к печальной практике советских времен — «психиатрические репрессии правозаступников по политическим мотивам».
Процесс обещает быть интересным. Людям, следящим за процессами демократизации и судебной реформой в стране, стоило бы на нем поприсутствовать.