Сходка на имя
Столичный человек с именем привез в Тюмень свой «Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна». Наша встреча в минувшую среду под сводами отремонтированного театра драмы под руководством директора Владимира Коревицкого и главного режиссера Алексея Ларичева напоминала старинный сюжет: неожиданный визит капитана Кука со стеклянными бусами, тряпичными куклами и прочая к аборигенам далеких от столицы метрополии мест.
Провинция, как обычно, ломилась в зал и жадно поедала мэтра воспаленными очами, мэтр со своей молодой театральной командой давал тюменцам урок московского большого порнушно-чернушного стиля. Этакая бытовая разборка стареющего льва — стандартно-закомплексованного западного человека из среднего класса, живущего в сугубо мужском окружении из младшего брата и двух сыновей -молодых дергунчиков.
Старого Макса в трагикомедии (довольно посредственной) коммерческого современного английского драматурга Гарри Пинтера играет народный артист СССР, всенародный любимец Джигарханян. Профессионально властвуя на сцене, по-отцовски выдавая команды на общение молодым актерам своего «семейного» театра.
В принципе, стоило посмотреть, как преодолевают пропасть между житейским и творческим опытом мэтра взятые им в труппу Владимир Капустин (брат Макса по имени Ленни), детки Сем (Олег Цветанович) и Джо (Станислав Эвентов) и отрезанный ломоть, живущий в США профессор философии, сильно смахивающий на прилизанного чикагского гангстера, Тедди (Виталий Четков) со своей бабой -шлюхой-женой Рут (Eлена Медведева). Ненавязчивая и либеральная режиссура Сергея Газарова никому не мешала.
В отличие от других столичных варягов Джигарханян уважил тюменскую публику, привезя полный декор и прочие аксессуары постановки. Сценограф Анастасия Глебова тоже не мешала смотреть. Серо-бело-темная гамма захламленного логова, лишенного женской руки и доброго уюта, выдавала метафору сверхзадачи спектакля: чем сытнее и благополучнее современная обывательская жизнь, тем скучней она и бессердечней.
Думаю, что Джигарханян взял эту вещь, чтобы излить свою тоску о целостном человеке. Нескончаемая погоня за удовольствиями и деньгами отвратила нас от подлинной, первозданно-природной красоты бытия. Мы уже не люди, не животные. Мы странное нечто, утратившее божественное назначение и не слышащее божественный глагол. К сему и показанная история: в отчий дом (то ли в Англии, то ли в Германии, то ли во Франции) заглядывает во время европейского путешествия американец Тедди с подружкой Рут.
Но того дома светлого детства уже нет. Нет умершей матери, а отец с домочадцами заняты комбинациями ради денег. Сексапильная и вольноопределяющаяся Рут очень кстати. Заключается договор, что она останется тут и будет общей женщиной, подправит голубизну младших сынков, обаяет чужаков. Пойдут доходы. Впечатлительный Ленни по сему поводу умирает прямо на фамильном столе, накрытом по случаю белым саваном скатерти. В нее же Макс и заворачивает братца. Тедди продолжает путешествие один…
К слову сказать, все эти модные трюки и сексуальную пластику театр Джигарханяна делает тактично, без нажима на игривость основного инстинкта. Актеры прекрасно общаются, слышат друг друга, понимают задачу, играют с третьим глазом.
Плоды московского просвещения всегда кстати, даже в таком виде. Интересно, что зрители, уходившие, не досмотрев спектакль, поминали добрым словом наш театр и грозились немедленно купить билеты на открытие 144-го сезона в эту пятницу.
Малость пофантазировав, я увидел переполненный зал, и «Убийство Гонзаго» обернулось торжеством наших любимцев, последнее десятилетие творящих без скидок на провинциализм.
***
фото: