Сколько нам еще осталось?
Сорок третье заседание областной Думы фактически было последним «законотворческим». До выборов в областной парламент рукой подать.
Как всегда, председатели комиссий, их заместители и отдельные депутаты были активны. Чувствовалось, что они перелопатили немало документов.
Например, Игорь Маров, Николай Барышников, Александр Черепанов, Сергей Классин и, разумеется, спикер Сергей Корепанов. В этом нет ничего удивительного. Все они работают в областной Думе на постоянной основе. Это их хлеб. Закон «О статусе депутата областной Думы» предполагает, что парламентарий на постоянной основе «не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной», творческой, правда, за некоторыми исключениями.
Депутаты на постоянной основе получают примерно в три раза больше, чем их коллеги, но это, согласитесь, справедливо. Ведь, к примеру, собственные доходы генеральных директоров, являющихся одновременно депутатами областного парламента, на порядок выше. (По закону оклад профессиональных депутатов составляет 80 процентов от окладов спикера и губернатора, или 14400 рублей). На заседании во вторник областная Дума сделала шаг к профессионализации. Внесла изменения в регламент, по которым председатели постоянных комиссий и их заместители должны работать на постоянной основе.
Впрочем, и «постоянный» депутат — не всегда продуктивный депутат. Бывший глава администрации города Нягань Eвгений Делов (округ N 7) тоже подвизался работать на постоянной основе, однако Америки в сфере законотворчества не открыл, да и заседания посещает нерегулярно. Несмотря на это, на выборы вроде бы собирается. С другой стороны, есть депутаты, которые, не являясь «постоянными», от работы не отлынивают (например, Виктор Загорчик или Владимир Салмин).
Тем не менее работа на постоянной основе чаще всего обязывает относиться к законотворчеству добросовестно. А то ведь до смешного доходит. Некоторые депутаты чуть ли не по полгода не посещают заседания, реализуя свои бизнес-проекты или делая карьеру. Например, депутату и главе «Запсибгазпрома» Владимиру Никифорову прискучила, видимо, парламентская деятельность. Никифоров проявлял активность за прошедший год лишь при обсуждении вопроса о разработке Южно-Русского нефтегазового месторождения.
Эдуард Худайнатов (округ N 9) покинул своих избирателей и переместился в Санкт-Петербург, в представительство президента в Западном округе… Проживающий в Москве депутат и генеральный директор «Ямалгазинвеста» Леонид Чугунов (округ N 2) тоже заседания посещает не часто.
Но они баллотироваться не собираются. А как понять тех, кто несмотря ни на что намерен сесть в депутатское кресло еще на пятилетку? Сейчас в печати появляются статьи об их плодотворной, прямо-таки титанической деятельности на благо отечества.
Интересно, что пользующийся авторитетом среди парламентариев спикер Корепанов за последний год ни разу не поставил вопроса о наказании кого-нибудь из прогульщиков. Хотя это, в общем-то, не в его компетенции. Согласно областному закону «Об отзыве депутата» поставить вопрос о лишении человека депутатских полномочий могут только избиратели.
Впрочем, тоска по правовым актам, которые позволили бы «разбираться с разгильдяями-депутатами» в парламентском кругу, высказывается не в первый раз. Однако законы, которые принимают сами же депутаты, надежно стерегут их покой.
***
фото: