Судья в собственном споре
Юристы РА О «EЭС России», наверное, долго ломали головы над вопросом своего руководства: «Как сделать так, чтобы ты всегда был прав в любом споре с любой организацией?». Ими был найден блестящий ответ: «Надо стать судьей в своем деле».
Терзания высоких умов нашли свое отражение в приказе N 248 от 15.05 2001 года «Об урегулировании экономических споров об третейском суде при РАО «EЭС России». Согласно этому документу при РАО создается третейский суд, и руководители подразделений, дочерних предприятий обязаны во все договоры (в т.ч. действовавшие ранее даты издания приказа) со всеми организациями включить арбитражную оговорку о рассмотрении спора в третейском суде при РАО «EЭС России».
С точки зрения человека, не желающего платить по своим долгам, это гениальный ход. Суд расположен в Москве, минимальный третейский сбор — 100000 рублей. Какой дурак поедет судиться из Тюмени, зная, что судьи назначены руководством РАО? Тут одних расходов на командировки, на оплату услуг юристов — десятки тысяч, да еще игра пойдет в одни ворота… Таким образом, РАО «EЭС России» отмахнулось от всех долгов менее миллиона рублей, которые могут возникнуть из договоров, имеющих арбитражную оговорку. Небольшие строительные организации, сделавшие ремонт подстанции где-нибудь на Алтае или в Приморье, могут отдыхать — своих денег им ни за что не выцарапать.
В преамбуле приказа N 248 написано, что третейский суд создается для удешевления процедуры урегулирования экономических споров. Это просто насмешка. Судиться в местном арбитражном суде гораздо дешевле и быстрее.
Наместники РАО в областях живо пробежались между строк приказа и откликнулись своими приказами об обязательности включения оговорки и составления списков контрагентов, отказывающихся включать оговорку в договоры. Понятно, что с нелояльными партнерами будут сначала разбираться, а потом расставаться. Предприятия энергетики всегда были крупными (и оттого — желанными) заказчиками в регионах, поэтому часто диктовали жесткие условия, однако никогда их партнеры не оказывались в столь невыгодных правовых условиях. Очень интересной становится практики включения, арбитражной оговорки в договоры энергоснабжения. При такой оговорке электрические сети могут творить что угодно. Монополизм нашел воплощение в третейском суде — институте демократии, и это очередной парадокс российской действительности.
Вообще, помимо юридической службы, в хозяйственное тело РАО «EЭС России» впилось немало заинтересованных. В Тюменской области все заказы на строительные работы дочерних предприятий РАО «EЭС России» и их филиалов проходят через две фирмы — «генеральных подрядчиков» — «ЭМК-Инжиниринг» и ПК «Кварц». Обе фирмы зарегистрированы в каких-то медвежьих углах Архангельской области. Нет никаких распорядительных документов от руководства РАО, понуждающих руководителей электростанций и сетей заключать договоры с подрядчиками не напрямую, а через эти фирмы, однако каким-то волшебным образом эти две фирмы стали генеральными подрядчиками при реконструкции и ремонте всех объектов энергетики юга Тюменской области и части объектов Севера. Тюменские строительные компании — отнюдь не карлики, но ни одна, даже самая крупная из них, не в силах не то что вести, а даже контролировать ход работ хотя бы на четвертой части всех этих объектов, потому что ни у кого из них не хватит людей надлежащей квалификации и техники. А вот какой-то филиал безвестной в России фирмы может все это строить и контролировать субподрядчиков. Чудеса, да и только. Вряд ли в составе «ЭМК-Инжиниринг» или «Кварца» есть тридцать специалистов-строителей и какая-то техника, кроме оргтехники, но сотни строительных фирм, реально ведущих работы, «отстегивают» проценты двум «генподрядчикам». Куда потом уходят деньги — одному богу известно. Кстати, в Тюмени эти фирмы располагаются в одном офисе на территории тюменской ТЭЦ-1, их сотрудники часто даже путают, кого они в данный момент представляют — «Кварц» или «ЭМК-Инжиниринг». То, что данные организации получили солидный рычаг давления на руководителей обособленных подразделений и дочерних предприятий РАО «EЭС России» на территории, заставляет думать, что лица, стоящие за этими организациями, — весьма влиятельные люди.
Порочные чиновничьи конструкции размножаются со скоростью света, а руководство РАО закрывает глаза на игры среднего звена руководителей в «генподрядчиков» и в «предоставление информационных и консультационных услуг».
***
фото: