Ад – это другие?
В обыденном сознании миф — это что-то про Древнюю Грецию или Eгипет из учебника истории за пятый класс. Но и современная история, современное общество совершенно спонтанно порождают свои мифы как «ложно очевидную» картину мира. На наших глазах рождаются, возрождаются и модифицируются сразу несколько мифов.
Миф о Чечне
Самый главный миф, что там идет антитеррористическая операция. За рамками моей темы остаются анализ причин и поиск виновников войны в Чечне. Но вспомним, о чем говорили, сторонники ельцинского понимания «наведения конституционного порядка» в этой республике. О терактах тогда не было ни слова. Фальшивые авизо, конечно, преступление, но ведь не теракт. А вот ковровые бомбардировки Г розного под Новый год для борьбы с авизо с гораздо большим основанием можно назвать «государственным терроризмом» — понятием, которое обрело право гражданства именно после этого. И рейд Басаева с первоначальной целью разгромить аэродром в ответ на эти бомбардировки, и захват больницы в Буденновске, когда этот план сорвался, были ответом на это варварство, о чем сразу и заявил Басаев. Прошу понять меня правильно. Я это не в защиту Басаева, то есть другого варварства. Просто при анализе нельзя путать причину со следствием или хотя бы временную последовательность событий.
Понятны усилия властей получить индульгенцию за войну с собственным народом, как с внешним агрессором, с помощью собственной армии. Антитеррористическое негодование, охватившее планету, мол, спишет все грехи, как их списывает всякая война. Не спишет. Этот миф не принимается даже у нас, не удастся его навязать и международному общественному мнению.
Миф о цивилизованности
Как-то уж очень быстро согласились, что к цивилизованным странам относятся только страны Запада. А к нецивилизованным чуть ли не весь остальной мир. Но главным образом мусульманский. Для нас это не новинка. Говоря о чеченской войне, редко кто из пишущих обошелся без стереотипа о «мусульманском фундаментализме». Но и в Америке, несмотря на демонстративное посещение Бушем мечети, на неоднократные заявления, что война будет с террористами, а не с религией, несмотря на то, что почти все мусульманские страны осудили теракты, формируется миф о «лицах арабской, мусульманской национальности».
Как будто в странах «христианской национальности» такого и в принципе быть не может. Но теракт — это всего лишь средство борьбы техногенной эры, следствие идеологической установки. И примеров варварства, продиктованных ложной установкой о превосходстве каких-либо культур, вер, национальностей, рас, идеологий над всеми остальными, из западной истории можно привести даже больше, чем из восточной. Оставим в покое дела минувших дней — крестовые походы, инквизицию, религиозные расколы. Вспомним два самых страшных- мифа минувшего столетия — нацистский в Германии и коммунистический у нас. «Мы будем маршировать, пока все не обратится в руины, так как сегодня нам принадлежит Германия, а завтра весь мир», — восторженно пели убежденные наци. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья», — пели убежденные коммунисты. И те, и другие «умирали в борьбе за это». Как и камикадзе в лайнерах.
А заявления бен Ладена о том, что он «защищает традиционные ценности», ничего не напоминает? Или утверждения типа «Только православие — путь к спасению мира», звучавшие через предложение на прошедшей в Тюмени пару лет назад научно- практической конференции, организованной областной администрацией и епархией? А ликования западных и наших антиглобалистов по поводу беды, постигшей «империю зла»? И убеждения эти ни бомбами, ни ракетами не истребить. Идеи можно победить только идеями. Но и без бомб не обойтись. Немецких нацистов образумили сначала силой. Коммунизм почти преодолен без насилия. Последнее вселяет надежду.