Тайна Николая Кузнецова: продолжение следует
На прошлой неделе я побывал в Талице с журналистами телерадиокомпании «Ямал-регион». На основе скрываемых ранее по идеологическим соображениям документов они пытаются по- новому оценить жизнь и смерть нашего земляка Николая Ивановича Кузнецова.
В этом году лучшему, по заключениям отечественных и зарубежных экспертов, разведчику столетия исполнилось бы 90 лет. В связи с юбилеем в талицком музее побывал губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Служба внешней разведки России впервые официально признала Кузнецова своим сотрудником. Отремонтированы демонстрационные залы музея. Обновлены музейные экспозиции. Появились новые экспонаты. Они свидетельствуют: в начале 30-х годов Николая Ивановича использовали как специального агента против немецкого посольства в Москве. На демонстрируемой фотографии, снятой скрытой камерой на конспиративной квартире НКВД, Кузнецов обсуждает торговую сделку с дипломатическим работником Словакии (союзницы гитлеровской Германии). По словам директора музея Веры Спичевой, эта фотография героя-разведчика — единственная не ретушированная. Подтверждено: Кузнецов участвовал до войны в операциях ? по перехвату немецкой дипломатической почты. Он освоил фотодело и сам переснимал попавшие в его руки немецкие документы и материалы.
Но к другим новым экспонатам пока нет официальных пояснений. А эти экспонаты чрезвычайно интересны, например, орденская книжка. Не на орден Ленина, которым Николай Иванович был награжден еще при жизни в декабре 1943 года, а на железный крест 2-го класса, красовавшийся на груди обер-лейтенанта Пауля Зиберта. Рядом на музейном стенде — удостоверение личности немецкого офицера с фотографией… Кузнецова. Как сохранились эти документы? Ведь разведчик погиб 2 марта 1944 года. Но споры о месте и обстоятельствах его гибели продолжаются. И основания для таких споров есть.