Деревенский «универмаг»
В «Тюменском курьере» я прочитала материал Татьяны Савченко «Мусорный город» и решила рассказать вам о другой стороне жизни этого «города».
Мне тоже приходится бывать на полигоне бытовых отходов, что на Московском тракте, — жители соседних деревень называют его «универмагом». Мы живем в деревне, зарплата у нас с мужем небольшая, еле-еле хватает на содержание детей. Хорошо, что есть огород — картошкой, морковью, луком мы обеспечены. Держим коров, поросят, кур. Поросят чем-то надо кормить: комбикорм стоит 300-400 рублей, его хватает на две недели. Это для нас очень дорого, поэтому приходится ходить в «универмаг» за хлебушком. Наберешь мешка два- три и неделю поросят кормишь. Так делают многие жители соседних деревень: Падерино, Гусево, Комарове, Московского поселка.
Раньше лучше было на свалке: и хлеба больше и поспокойней. Помимо хлеба можно было пособирать бутылки, металл — деньги подзаработать. Благо — приемщиков много: и с утра подъедут, и к обеду, и вечером. И все были довольны, пока не появились новый сторож Серега и его жена Ксюша.
Бутылки и металл заставляют сдавать только им. Конкурентов по приемке не допускают близко к свалке. Раньше сами приемщики подходили к каждой стоянке и сразу же рассчитывали, а теперь приходится самим тащить бутылки и металл до далекой мойки и получать за них в несколько раз меньше, чем раньше. Рассчитывают теперь сразу же редко — все под запись. Попробуй унеси бутылки или металл другим приемщикам, так Ксюша и Сергей больше не пустят в «универмаг», да еще могут и ударить. Летом я встретила женщину из Тугулыма — лицо у нее в синяках. Оказалось, что Сергей избил ее. После этого жителям Тугулыма запрещают появляться в «универмаге». У них все совхозы развалились, работать негде — в «универмаге» они хоть одежду для детворы собирали и подзарабатывали.
Участковому говорили о выходках сторожа Сергея. Писали заявления на него, но он всегда уговаривал документ из милиции забрать. Сейчас стало совсем, плохо: Ксюша завела поросят и заставляет нас собирать для нее хлеб, за это даже пачку сигарет не дает. И попробуй откажись — отлучат от «универмага». Мы как настоящие рабы. Заработанные деньги нам не дают — летом Сергей купил «газель», затем вторую машину, все деньги потратил. Теперь отдает куревом, техническим спиртом, водкой, а кто не курит и не пьет — ничего не получает. Ксюша долг на бумаге исправляет — в результате отдают половину в лучшем случае. И ничего не докажешь. Работаем даром. Вот что творится на свалке.
Не только бичи живут там и работают. Свалку посещают и нормальные люди, старающиеся как-то выстоять в нынешнее время. Раньше пенсионерам вполне хватало пенсии, а теперь — посмотрите, сколько их стоит в городе с протянутой рукой, прося милостыню. А то, что дети кормятся на свалке, не их вина, а взрослых. Они, как могут, одеваются там, зарабатывают, хорошо, что не воруют. Только жалко, что спать им негде, взрослые могут устроить себе жилье, печку соорудить, а дети малы еще.
Постоянная читательница «Тюменского курьера»