Этюд в коричневых тонах
Не изумляет ли вас та легкость, с какой здоровый патриотизм перерастает порой в крайний нацизм? Или то, в какой причудливый гибрид могут слиться в массовом сознании любовь к родине и ненависть к иным государствам, нациям, расам?
Проявления национального сознания, безусловно, всяческой похвалы достойны, но когда они начинают принимать уродливые формы, это как-то настораживает.
Впрочем, проводить назидательные беседы о том, что национализм — это плохо, я не собираюсь, тем более что слово «нацист» для меня не есть безусловно отрицательная характеристика. Определяться по этому поводу каждый волен сам. К какой партии или группировке ты относишься — дело интимное.
Расстраивает другое. А именно, когда какая-нибудь партия или группировка не мудрствуя лукаво использует в своих интересах имена людей, к её идеологии отношения не имеющих и об успехах её не ратующих.
Так, на днях на прилавке музыкального магазина мне довелось увидеть пару аудиокассет с обложками, воспроизводящими фрагменты работ Константина Великоросса, или Васильева. Был такой художник на Руси-матушке. Под этими фантиками были опусы групп, самоопределяющихся как скинхэдские (говорят, правда, что липовые они скинхэды, но раз уж назвались груздями — милости просим в кузов). Картины — «Валькирия над сражённым воином» и «Рождение Дуная». Для меня подобное сочетание, мягко говоря, диковато и сравнимо только с лицом Джоконды на тюбике крема для рук.
Каких-то особо трепетных чувств к Васильеву я не испытываю, хотя его Нибелунги, русалки и витязи мне откровенно симпатичны. О художественных достоинствах его картин можно спорить, но когда их низводят до уровня лубка — обидно становится.
Трудно предположить, какие родственные мотивы в творчестве Великоросса обнаружили бравые парни-скинхэды. Сам он, смею заверить, головы не брил и в форме немецкой не расхаживал.
В своё время воинственные соотечественники Фридриха Ницше нашли довольно оригинальный подход к истолкованию его текстов, а то и не стеснялись перекраивать их по своему вкусу. Благодаря такого рода храбрым портняжкам Ницше долго ‘ носил мундир одного из главных идейных вдохновителей третьего рейха. Надо полагать, сам философ, увидев себя в подобном наряде перед лицом мировой общественности, немало подивился бы, а то и постыдился. Как и добрый его знакомец, Рихард Вагнер, чью музыку только в наступившем новом веке Израиль нашёл в себе силы слушать без содрогания.
Видимо, наши парни решили показать, что тоже не лыком шиты и своих вагнеров у нас как собак нерезаных. Разумеется, бить тревогу и лить слёзы по поводу вольной и поверхностной трактовки произведений Константина Великоросса — значило бы раздувать из мухи слона. И всё же — птичку жалко.
От редакции «Субкультуры».
Позиция Юлии Кузовкиной представляется нам двусмысленной, ибо те, кто называет себя «нацистами», есть люди однозначно ущербные. Остается лишь пожалеть, что российское законодательство не позволяет пресечь деятельность сообществ, пропагандирующих фашистскую идеологию. Не стоит успокаиваться тем, что в Тюмени живет всего один негр, — под тяжелые шнурованные ботинки может попасть любой.