Болдинская осень «Эрмитажа»
7 октября в Тюмени в рамках фестиваля «Алябьевская осень» состоялся концерт московского камерного оркестра «Эрмитаж».
Концертный зал ДК «Нефтяник» после третьего звонка был непривычно пуст. Безлюден оставался партер. Только ряды бельэтажа и балкона неспешно заполнялись людьми. Стояла тишина, достойная музейных залов. «Алябьевская осень» напоминала скорее тихую, уединенную болдинскую.
Камерный оркестр «Эрмитаж» выступает под руководством Алексея Уткина, с 1982 года суперсолиста оркестра «Виртуозы Москвы», обладателя «Гран-при» национального конкурса музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. «Эрмитаж» — коллектив сравнительно молодой. Первое выступление оркестра на столичной сцене состоялось в феврале прошлого года. За полтора года несколько раз частично менялся состав участников, — что, по словам художественного руководителя, было довольно болезненно для коллектива, но неизбежно. Все молодые ансамбли проходят период становления. Сейчас состав вполне стабилизировался, образовав тройной квартет: четыре скрипки, три альта, виолончель, гобой, фагот, контрабас и клавесин.
На фестивале «Алябьевская осень» музыкальный коллектив представил программу, основу которой составляли произведения композиторов эпохи барокко и раннего классицизма — Гендель, Моцарт, Гайдн, Россини. Музыку, полную поэтичности, умиротворения и в то же время светской недосказанности. Тон музыкальным композициям задавал рожденный эпохой барокко гобой. Он звучал то убаюкивающе-вольно, то задумчиво, то призывно-тревожно, то почти надрывно и жестко.
Деревянный гобой — духовой инструмент довольно редкий. В Тюмени соло на нем звучит чуть ли не впервые. Даже в составе камерных оркестров гобоисты выступали на тюменской сцене не часто, вспоминает директор тюменской филармонии Михаил Бирман. Говору что гобой — самый капризный духовой инструмент и один из самых проблемных. Он — инструмент тонких сфер и тонких душ, а где тонко, говорит Алексей Уткин, там и рвется. В современном мире для гобоя пишется мало, зато в эпоху изящного барокко он был очень популярен. Придворное музицирование казалось немыслимым без клавесина и гобоя. Впрочем, в урбанизированном XX веке инструменту нашлись новые амплуа: от поминального реквиема до симфонической музыки в стиле Шостаковича и Шнитке. В этом плане одним из самых интересных композиторов новейшего времени считается англичанин Бенджамин Бриттен. В его сюите «Temporal suite», написанной в 1936 году, отчетливо слышны те же «знаки времени», что и в знаменитой Шестой симфонии Шостаковича.
Зрители долго не отпускали со сцены музыкантов камерного оркестра «Эрмитаж». Аплодировали стоя. Уступая зрительскому напору, оркестр исполнил две мелодии на бис — «Адажио» Баха и «Колыбельную» Гершвина. Чем окончательно покорил сердца. А гобой, который был изготовлен современным французским мастером специально для Алексея Уткина, последнее слово-соло оставил за собой. Доказав, что утонченность и недоговоренность имеют право на существование и в нашей жизни.
***
фото: