X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Хранить наследство – значит, не ограничиваться наследством

В заголовке — известные слова первого лидера советской страны Владимира Ульянова (Ленина). Эта позиция известна и до него, и после. Просто кратко выражена суть проблемы: какую память и памятники своей цивилизации и культуры мы, живущие сегодня, оставим потомкам? При чем они будут учитывать, как мы обошлись со своим историко-культурным наследием.

Eсли с умом и уважительно, то у тюменского общества было бы меньше проблем с социально-бытовым и культурным общением и поведением горожан. Советское наследие, увы, не радует. Серые хламиды бездарных, лишенных человеческого тепла ДК «Нефтяник» (никакой гармонии с Народным домом, училищем Чакина), похожего на коровник ДК «Строитель», на склад — ДК «Геолог». А бункер бывшего дома политпросвета — этакий склеп, крематорий? А микрорайоны, спальные могильники отчуждения от людей, добавляющие и сегодня бездушия и агрессивности их обитателям? А вокзал, напоминающий разжиревший дот, отпугивающий пассажиров?

Справедливости ради скажу, что хватает и хорошего — ансамбль центральной площади, целый ряд школьных микролокусов, завокзальные места. Началась эпоха социально-рыночной экономики. Вроде бы счет в ее пользу — много новых ансамблей, фирма Лаптева преобразует уродства «Юбилейного». Все яснее контуры вузовских микрорайонов — университетский ансамбль, комплекс архитектурно-строительной академии, смотрятся новые гостиницы… Деятельный директор театра кукол и масок Василий Пустыльников, страшно рискуя, между прочим, преобразует здание в чудо-терем. Возможно, область и город найдут силы и средства достроить новый комплекс краеведческого музея. Он придаст завершенность локусу у «Прометея».

Возможно, займутся и бывшим домом политпросвета, по примеру ректора ТГУ академика Геннадия Куцева, еще в середине 1980-х переодевшего «сарай» главного учебного корпуса в стильный деловой «костюм». Вуз вернул новую жизнь чакинскому особняку на Подаруевской-Семакова. Такой модерн начала XX в. еще поискать.

Идут завершающие работы в-новом комплексе ТГУ напротив главного корпуса. Многострадальный дом Брюханова, оскверненный пытками и расстрелами в лихие годы большого террора, получает новую жизнь. В духе уважительной модернизации культурного наследия. Здесь размещаются научная библиотека вуза и информационный центр. На специальной площадке — Камень памяти и скорби из гранита.

О, слышу голос: «Вот выслуживается перед начальством доцент ТГУ!». Ваше дело, ведь я мог бы и промолчать — и как доцент, и как обозреватель «Курьера». Простите, но знаю архитекторов, деятелей культуры (длинный перечень имен), согласных со мной. Сняли леса, постоял — всмотрелся: любо! Хотя копья ломают вокруг этого проекта до сих пор. Мол, не тот новодел, могли бы и отреставрировать. Только документы свидетельствуют: реставрировать было нечего — все сгнило. Да, старые размеры расширены, но контур, облик особняка остался. Значит, и дух дома сохранен. Такова, кстати, мировая практика. И когда поляки восстанавливали Старомясто в Варшаве, аналогично в Германии, в Литве…

Не могу не разделить тезисы статьи моего шеф-редактора о судьбе деревянного исторического центра Тюмени. Очень дельное предложение о переселении несчастных жильцов практически сгнивших деревяшек за счет фирм, готовых купить в Потаскуе землю и строить на ней.

Однако предлагаю свой нюанс к рекомендациям редактора. Не надо уничтожать Потаскуй. Жаль, что практически почил в бозе архитектурно-строительный проект «Региты» — обновление этого локуса. Ни денег, ни сил. Опять-таки новое время берет на себя громадный грех, разрушая уникальную красу деревянной Тюмени. Это непростительное варварство. Пока лишь Куцев четко сказал: по мере сил ТГУ восстановит облик Подаруевской-Семакова. Подражателей мало, а «гномики» на берегу Туры уже сожрали много деревянных особняков.

Выдающиеся культурологи России в массе монографий восхищались ансамблями Потаскуя, деревянной резьбой, кружевом малых форм, неповторимыми теплыми человечными чертами улиц. Знаком мне и градостроительный опыт в Петрозаводске и Вильнюсе. Сохраняют форму и стиль внешнего облика деревянных раритетов, делают современную бытовую начинку, огороды превращают в небольшие сады, игровые площадки, вписывают гаражи.

Помню многие интервью «Курьеру» главы фирмы, защищавшего свои «гномические» изделия. Мол, и дерево — не тот материал, и дороже реконструкция. Ничего подобного — и дешевле, и экологичней, и память культурная облагородит новых хозяев. Кижи в Карелии перебрали и пропитали спецрастворами (и против пожаров, и на долгие годы). Думаю, что хозяину фирмы просто не хочется переходить на «деревянную» структуру строительства.

Однако ж богатым господам подкину идею: вы очень любите Америку, так возьмите оттуда привычку жить в милых особняках, деревянных, кстати, по большей части. Американец работает в деловом центре с небоскребами, а живет в своем Потаскуе. Тут я — за Америку. И властям — на заметку — такие кварталы в Каунасе и Вильнюсе переполнены туристами. Денежки хорошие идут в бюджет. Выборг этому примеру последовал, даже завел фестивальный центр в старом квартале. Почему бы и нам не встать в этот ряд?

Последний хороший пример — от Александра Корелякова. На улице Никольской-Луначарского восстановленный в прежнем духе купеческий особняк неплохо вписан в большой дом. Может, мэрия и городская Дума законодательно утвердят позитивные опыты, соответствующие статусу первого города — воротам Сибири. А пока Тюмень все больше утопает не только в грязи, но и в градостроительном хаосе. Контраст красивых новостроек с окружением может сослужить нам дурную славу.

P.S. Поздравляем президента телерадиокомпании «Регион-Тюмень» Анатолия Константиновича Омельчука с избранием в действительные члены Российской академии телевидения!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта