Политика делается в глубинке
За окном — глубокая ночь. Сосны, ветер, снег. А в небольшом зале, облокотившись на столы, сидят люди. Слушают Григория Явлинского.
Лидер «Яблока» прибыл на турбазу «Энергетик» под Eкатеринбургом на несколько часов позже запланированного. Из-за непогоды его самолет вначале приземлился в Нижневартовске и лишь спустя несколько часов оказался в столице Урала.
Явлинский рассказывает делегациям «яблочников» из Челябинска, Eкатеринбурга, Самары, Перми, Ревды, Тюмени, Омска о преобразовании всероссийского объединения «Яблоко» в партию. (Это необходимо, так как, согласно федеральному закону «О партиях», двери в Госдуму открыты только для партий). Процесс чрезвычайно важный, можно даже сказать, интимный. Не случайно тема партстроительства не звучала ни на брифинге, который Явлинский дал перед встречей с единомышленниками, ни на следующий день, во время общения с журналистами в екатеринбуржском музее молодежи.
Явлинский говорит ярко, аргументировано, с юмором. Жесты, мимика — как у профессионального артиста. Он уважает и себя, и соратников, и призывает российских людей поверить в свои силы. Он апеллирует к европейскому опыту. На страны Запада, по его словам, мы должны равняться не потому, что они — идеал, а потому, «что там врут в сто раз меньше, чем у нас». Дотянуть бы хоть до их уровня. Причем Явлинский публично говорит, что вранья не чужд даже сам Владимир Владимирович. Так, Шамиль Басаев и Хаттаб не пойманы до сих пор потому, что на это «не было политического решения».
Явлинский — харизматический лидер в чистом виде. Председатели региональных организаций, которые собрались под Eкатеринбургом, уважительно величали его «Григорием». Политический стиль «Яблока» напрямую зависит от Явлинского. (Впрочем, ЛДПР от Владимира Вольфовича в еще большей зависимости). Но обвинения Явлинского в том, что он насаждает в партии «дух сталинизма», что занимается «охотой на ведьм», брошенные бывшим председателем московской городской организации «Яблока» Вячеславом Игруновым, безосновательны. Поэтому-то Игрунова практически никто из «яблочников» не поддерживает. С ним из партии ушли лишь четыре человека. (А пришли шесть тысяч — за последние полгода).
Явлинский личность хотя бы потому, что, как стало ясно на собрании в ночь с пятницы на субботу, он по собственной инициативе готов до известной степени ограничить свои полномочия председателя «Яблока». Так, он предложил, чтобы у председателя был не один заместитель, а пять. (По партстроительству, идеологии и пр.). Явлинский стремится также к тому, чтобы стереть с партии столичный глянец, а потому делает упор на регионы. Весь центральный совет избирается на съезде тайным голосованием. В его состав попадает немало людей «раскрученных», как правило, это москвичи или питерцы. Их лики транслируют центральные СМИ, а черновая работа достается малоизвестным председателям региональных отделений. Так вот, — Явлинский предложил вводить в состав совета около двух десятков региональных лидеров. Места для регионов в центральном совете будут просто забронированы. Для усиления влияния на местах планируется также создать региональный совет, обладающий законодательной инициативой.
Тюменцев представляли председатель областной организации Дмитрий Тепляков (на этой должности с месяц) и председатель тобольской городской организации Алексей Орлов. Конечно, успехи тюменцев пока скромны. Взять хотя бы численность — всего лишь полсотни человек. Тогда как у свердловчан — 219 членов, у Самары — 309. Впрочем, молодой и настойчивый Тепляков Явлинскому понравился, и областной организации обещана финансовая и моральная поддержка.
Фото из архива пресс-службы фракции «Яблоко»
***
фото: