Обнимитесь, миллионы
Это был залп «Авроры»?
Мир продолжает осмысливать американскую трагедию. Два интересных материала публикует еженедельник «Век».
Политолог из Мадрида специально для этой газеты сравнивает атаку на башни Нью-Йорка с атакой на Зимний дворец 1917 года. «В принципе не имеет значения, кого новоявленные революционеры объявляют своим вождем — пророка Магомета или «нового» Ленина. Главное, они ринулись в бой все с теми же лозунгами обещания свободы… Они вспоминают времена первых халифов, когда те разрушили две крупнейшие империи той эпохи. Они почти уверены, что советскую империю разрушил афганский джихад и пришла очередь американской… надо только создать в мире нестабильную ситуацию, чтобы спровоцировать исламскую революцию. Речь не идет о захвате власти, а о способности держать целые сообщества в напряжении. Смысл современной революции прост: бедные поднимаются опять против богатых. Кто на сей раз победит? Ответа у меня нет».
Три года тому назад Чингиз Айтматов, говоря о главной глобальной проблеме, сказал: «Сегодня угрозу стабильности жизни таит в себе невиданный доселе подъем националистического экстремизма, и следствие его — терроризм. Очень опасаюсь — это может изменить всю мировую обстановку». Как в воду глядел.
Корреспондент «Века» напомнил писателю эти его слова в беседе после известных событий 11 сентября. Кроме причин исторических, политических, социальных Айтматов отдельно остановился на роли и миссии религий в современных условиях. «Мировые религии оказались самозаложниками культа ненависти, возбуждаемого изнутри определенными силами. Насаждается пошлая культура ненависти в поисках врага. Богоучения оказались не миротворящей силой, а силой, разъединяющей, умножающей противостояние действующих цивилизаций. Каждая сторона считает себя правой. Но именно в такие жуткие моменты, грозящие самоистреблением, мы должны вспомнить, что Бог един для всех».
Когда-то Айтматов мечтал, что в новом веке возобладает всемирная идея собрать в каком-то значимом для планеты месте представителей всех народов и конфессий Земли, чтобы они продемонстрировали там в своих молитвах, ритуалах, гимнах и призывах свое единство и братство в добре. Наивность этой идеи сейчас особенно очевидна. Eсли уж разные ветви одного и того же христианства — папа Римский и патриарх Московский, православные в Украине и России — за один стол усесться не могут… Но без той или иной формы реализации этой идеи в будущем, видимо, все равно не обойтись. Это более актуально и продуктивно, чем без конца подчеркивать свою непохожесть, несовместимость с другими. В духовной сфере, на мой взгляд, нужен новый Кубертен, который сумел же объединить спортсменов всего мира в едином олимпийском движении. Хорошо, если бы им оказался представитель нашей страны, где так много говорят о духовной миссии России в начавшемся веке.
Они о нас
Так называется постоянная рубрика в журнале «Впасть», печатающая переводы из зарубежных изданий. Вот интересный взгляд из Пакистана.
Одним из факторов, которые работают на Путина, журнал из Карачи называет тот, что «россияне, несмотря на физические и интеллектуальные лишения, все еще более образованы и культурны, чем население почти всех европейских стран… Создается впечатление, что Путин крепко держит руку на пульсе реформ, так что в конце концов все наладится». Далее отмечается, что западные финансовые издания все чаще отмечают успехи российской экономики, но по-прежнему «испытывают резкую антипатию к российскому национализму как силе, являющейся продолжением традиционной веры в неизменность национальной культуры. Эта вера породила в постсоветский период этнический, коллективистский и авторитарный национализм, соединенный с антизападничеством, преувеличенными претензиями на неповторимость и апокалиптически-мессианскими настроениями».
Рубрика издается при информационной поддержке агентства «Тюмень-пресс».