X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Услышать музыку через язык тела

Eще одна возможность полюбить русский классический балет появилась тюменцев на этой неделе.

Впрочем, для некоторых, в частности — для меня, такой культурный поход был первым. Русский национальный балет гастролировал в Тюмени всего два дня. В среду москвичи исполняли танцевальные сцены из «Спящей красавицы» Петра Чайковского, «Пахиты» Минкуса. Был представлен одноактный балет «Кармен-сюита», поставленный на музыку Бизе в аранжировке Родиона Щедрина.

Русский национальный балет культивирует классические традиции. И. как мне кажется, Первое отделение больше соответствовало устоявшимся канонам русского балета XIX века — танцевали «Пахиту». Пачки, пуанты, декорации, гармония движений — все слилось в едином узоре чувственной музыки Минкуса.

«Танцевать музыку телом» — такое определение балету дал Сергей Радченко, артистический директор Русского национального балета. И действительно, каждое движение самой Пахиты и ее любимого — Люсьена — вторило чарующим звукам.

Совсем другие чувства вызвала «Кармен» — этот балет тоже классический, но все же несколько иной. Eсли в первом акте можно было любоваться грациозностью, парящей легкостью движений, неземной красотой спивающихся в гармонии танца, то второй пробудил другие чувства и эмоции. Во-первых, опера Бизе. Звучала бесподобная обработка Щедрина. Сама музыка, простые костюмы героев, мрачноватые и одновременно загадочные декорации, отсутствие пуантов — все делало актеров ближе к зрителю и освобождало все скрытые, тайные переживания и страхи. Каждое движение выражало то любовь, то страх, то ненависть, то отчаяние…

Вот на сцену вышла Кармен — маленькая, изящная, гибкая. Eе полюбил простоватый солдат Хосе, которого она покидает ради молодого и яркого тореро. Впрочем, историю бедной цыганки, написанную Проспером Мериме, знают многие. Балетная постановка отличается от литературного первоисточника еще одним героем, который делает балет полностью символическим. Между героями мечется Рок, постоянно направляя их, сталкивая друг с другом. Получается, что взаимоотношения героев, их любовные переживания и метания как бы заранее предопределены самой судьбой. Герои балета страдают, радуются, мечутся, не зная, что все уже решено. Кармен из последних сил пытается вырваться из лап черного Рока, но погибает от рук Хосе…

Впервые одноактный балет «Кармен-сюита» был поставлен в 1967 году в Большом театре. Партию Кармен исполняла Майя Плисецкая.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта