X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Спасение от цивилизации

Реабилитационное отделение для ВИЧ-инфицированных наркоманов областного центра по СПИДу — это добротный деревенский дом с печкой, баня, стайка для скота.

Обнесенный деревянным забором двор отличается от себе подобных только отсутствием соседей: отделение находится в небольшом лесу по Велижанскому тракту. Кругом лес, поле, болотце. В прошедшую пятницу в отделении по приглашению главного врача центра Александра Попкова побывали журналисты.

Ни один из автомобилей, в том числе «газель» и «уазик», к домику так и не смогли подъехать. Вытащив застрявшую в колее машину телекомпании «Ладья», гости несколько метров шли пешком. Судя по дороге, весной или дождливой осенью этот путь наверняка бы занял больше времени. Про «многострадальную дорогу» Александр Владимирович рассказывает уже в домике, пока журналисты греются у печки. Летом, когда дорогу можно было отремонтировать, возникла проблема с песком, говорит Попков. Обратился к городским начальникам, но помощи не дождался.

Со временем этот вопрос, конечно, решат. Но изменится ли отношение властей к подобным проблемам — об этом не скажешь с такой же уверенностью. По крайней мере, свое обещание (найти новое здание для центра, ведь рядом с имеющимся по согласию городской администрации достраивают красивый жилой дом) в администрации города благополучно забыли. Но о грустных моментах в тот день говорили меньше всего.

Реабилитационное отделение центра — второе государственное учреждение такого типа в нашей области. Для 40 тысяч, наркоманов юга — это, конечно, капля в море, если не считать частных реабилитационных центров, которые чаще всего называют нетрадиционными или религиозными. Но если учесть, что здание строили с 1999 года, то обычное мероприятие — открытие отделения — кажется победой.

В отделение реабилитации наркозависимые принимаются только по собственному желанию после лечения. Сейчас здесь находятся два парня. Реабилитантов будут набирать постепенно, формируя сначала «костяк» — группу поддержки. Было бы неплохо, говорит Александр Владимирович, если бы в каждой смене кроме воспитателя был и наркоман, прошедший курс реабилитации (кстати, нетрадиционные центры, как правило, организуют сами бывшие наркоманы — и достигают неплохих результатов). Пока же с наркозависимыми находятся воспитатель, медсестра, раза, два в неделю — психотерапевт. Главное занятие в течение дня — труд: наколоть дров, убрать снег, приготовить пищу. И стройка — достраивают еще один домик, для женщин. Скоро двор пополнится скотом — тоже занятие непростое (за границей общение с животными называют одним из видов психотерапии). Весной, летом и осенью пациентов отделения ожидает полтора гектара огорода. Овощами и немного мясом, надеется Александр Попков, жители отделения себя обеспечат. Кроме того, Попков хотел бы договориться с генеральным директором «Тюменьэнерго» Артемом Биковым о покупке деревообрабатывающих станков. Больные смогут «почувствовать вкус заработанного рубля».

Много говорили о режиме работы реабилитационного отделения. С одной стороны, режим открытый, вход и выход — свободный. Только второй раз ушедшего не принимают. С другой стороны, ограничений хватает. Например, фильтруются радио- и телепередачи, словом, все, что напоминает о наркозависимости, устраняется. Вплоть до близких и родственников. Особенно родственников, особенно мам. Их называют фактором риска.

Хорошими отзывы медиков о, матерях своих пациентов не назовешь. Александр Владимирович рассказывает историю одного реабилитанта, мама которого была причиной того, чтобы сын срывался то с одной реабилитации, то с другой. Анализ социальной среды, окружающей наркомана, по мнению Попкова, — еще не исследованная область.

Сейчас в центре по СПИДу психологи и медики анализируют семьи 500 пациентов. Наркоманами, как показывают первые выводы, становятся частенько парни из неполных семей, где мамы самостоятельно воспитывают сыновей, из семей, где не хватает мужского духа, где царит матриархат. У врачей немало историй, когда родители из жалости проносили своим, чадам дозы в больницы. Поэтому в отделение центра их решено пускать только с разрешения заведующего. Несанкционированный приезд грозит исключением их чада из реабилитационного отделения. Кстати, плата за реабилитацию — 1 тыс. руб. в месяц. Срок реабилитации — шесть месяцев.

Александр Владимирович не скрывает, что с увеличением пациентов проблем прибавится, возможно, в отделении появится и дежурный милиционер. Многие наркоманы предпочтут реабилитацию тюремным нарам, ведь наркозависимость теперь не смягчающее, а отягчающее вину обстоятельство. Так или иначе, нахождение каждого наркомана (к тому же ВИЧ-инфицированного) на реабилитации освобождает общество от появления еще 80 наркоманов в год, обрывается цепочка заражения ВИЧ. На юге Тюменской области, как сказал в одном интервью Александр Попков, нужно по крайней мере 100 таких центров. Как показывает опыт, на их строительство не требуется сверхзатрат. На реабилитационное отделение, о котором я рассказала, с двумя домиками — для мужчин и женщин — ушло 700 тыс. руб.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта