X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Игры в доброе детство

Вспомнить детство, поиграть и подурачиться — это, наверное, самая основная цель выставки кукол, которая открылась в понедельник в Тюменском музее изобразительных искусств.

Кукольное искусство тюменских художников — особый разговор. Их работы, с одной стороны, традиционны и просты, с другой — чрезвычайно сложны, до краев насыщены смысловыми ассоциациями. Ведь когда взрослый человек начинает играть в куклы, он не просто балуется, он открывает в себе свое детское «я». По мнению некоторых знатоков искусства, тюменские куклы даже превосходят санкт-петербуржских — те, оказывается, слишком «коммерческие».

На этой выставке представлены вещи разносторонние. Но каждый экспонат самодостаточен по-своему — к просмотру комментарии не требуются, куклы рассказывают о себе сами. У молодых художников из Тюменской детской художественной школы N 1 куклы более «гладкие» — сразу видно, что творил подросток. Очевидное для этого возраста четкое разделение мира на черное и белое. К примеру, кукла «Добро и зло» — повернешь: с одной стороны смотрит, белая фея, с другой — черная злодейка. Кстати, мотив перевертышей очень характерен для творчества юного художника — «Вертихвостка», и сверху, и снизу изящная дамочка. Особо бросалась в глаза совместная работа студентов-дизайнеров из Тюменского колледжа искусств — огромный стол с наклонной поверхностью, сплошь уставленный необычной утварью, — «Безумное чаепитие». Как будто попадаешь в сказку «Алиса в Стране чудес»: кружки со множеством ручек, чайники либо с несколькими носиками, либо с одним огромным, бутылка в меховой красной шубке и плюшевая чашка. Все выглядит немного абсурдно, хотя, если мыслить «детскими» категориями, — вполне пристойно и даже удобно. Совсем иное «Безумное чаепитие» — у Александра Кухтерина. Глиняные фигурки мирно сидят за крошечным столиком и попивают чаек. Кролик, похожий на старичка, грустный и задумчивый, сонная Алиса, крохотная мышка.

Чуть подальше стоит старинный буфет, заполненный… всевозможными куклами — крохотные домики с открывающимися оконцами и дверцами, выходцы из прошлого, классические куклы с правильными фарфоровыми личиками, и, конечно же, человек-«Посылочка» художницы Насти Хариной. Eе работы на выставке очень выделялись — нельзя сказать, что они лучше или хуже, они просто другие. «Неловкая женщина» изображает деревенскую бабу, на которую свалились горшочки и кастрюльки, другая фигурка-женщина от неожиданности подпрыгивает, увидев мышь, мужик развалился и спит, а в животе у него просвечивает кувшин с молоком, хлеб, яйцо — «Отобедал». И все это на веревочках, живое, шевелится.

Выделялись и венецианские мотивы — многочисленные Пьеро и Арлекины, «Итальянец» Ольги Трофимовой, а Татьяна Вершинина и вовсе изобразила пьерового Арлекина — и действительно, где она в детстве, эта граница смеха и слез? Изрядно подурачились молодые художники — нафантазировали на тему «Сотовый телефон». Сибирский вариант в виде деревяшки, стиль модерн в плюшевом телефоне, мобильники из теста с инструкцией по применению. Eсли к этому добавить еще и компьютеры в меховой одежке и полочки для книг из компьютерного монитора — можно вообразить масштабы дизайнерских игрищ.

Лабиринтами из бумаги встречает посетителей выставки другая кукольная композиция. Идешь, плутаешь, и вдруг из-за угла высовывается сказочный Щелкунчик, дальше еще веселее — на стуле сидит Пьер Ришар в разных ботинках и рваных джинсах. Детские плюшевые игрушки этой композиции совершенно разнородны — есть и классические медвежата-крольчата, а есть взрослые «страшилки» — мерзкие девочки, непонятные зверята. Много фантазий на тему «Буратино» — преобладают всевозможные коты и лисы.

Необычно выглядит «Она» — работа Надежды Донцовой, единственной иногородней художницы — из Санкт-Петербурга. Над металлическим листом парит стройная фигура женщины, созданной из переплетений тончайшей проволоки. Вообще, для кукольников неважен материал — кажется, они сотворят чудо из всего, что будет под рукой. «Игроки» Татьяны Вершининой сделаны из скрученной белой бумаги — создается иллюзия живой игры в мяч.

«Кукольное искусство — неплохой способ освободиться от каких-либо взрослых комплексов родом из детства. Самое главное — мирным путем», — охарактеризовала выставку художница Татьяна Вершинина.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта