Предполагаем жить, СЭР!
О вероятном или хотя бы возможном перекраивании административной карты России политики и журналисты не устают разговоры разговаривать.
Между тем мало кто обратил внимание, что за каких-нибудь десять месяцев за Уралом опробована новая любопытная форма государственного устройства. Можно даже придумать название: союзнический экономический район (СЭР) из трех субъектов Федерации. Ясно, что название неуклюжее, но «СЭР» существует, и при каждом удобном случае господа Собянин, Неелов и Филипенко с удовольствием сие демонстрируют. При душевной поддержке президентского полпреда генерала Латышева.
В последний раз демонстрация случилась в субботний полдень, когда местных и неместных журналистов пригласили на брифинг.
Никто не знает, о чем говорят эти люди за закрытыми дверями, но, судя по довольным улыбкам, которых они не могли скрыть, по вальяжной, вразвалочку, руки в карманах, походке Александра Филипенко, разногласий не случилось. И ответы на многочисленные вопросы звучали в унисон.
Например, об итогах встречи. Филипенко сказал, что «войны нет».
Неелов: «Мы рады, что внесли лепту в положительный успех жатвы. Теперь ждем крупную выставку южных аграриев в Салехарде, чтобы определиться с поставками. Не всем чиновникам наверху это нравится (когда-то писали, что «матрешечный раздрай» спровоцирован столичным чиновным людом. Значит, правильно писали? — Р.Г.), но мы их заставим согласиться».
Собянин: «Успехи были бы невозможны без поддержки автономных округов. И подъем ликероводочной промышленности был бы невозможен без финансовой поддержки Ханты-Мансийска. Общий поток инвестиций -свыше 30 миллионов долларов».
Eще Филипенко сказал, что округ готовит образование двух мощных холдингов, куда войдут Боровская и Пышминская птицефабрики. Что ХМАО выручил администрацию области в «ряде валютных проектов, которые из-за прежнего руководства оказались тупиковыми». Что нефтедобывающие предприятия переориентируются на работу с южными машиностроителями. И назвал передовиков этой ориентации — «Сургутнефтегаз», ЮКОС, ТНК. Северным правительствам пришлось этим заниматься, когда выяснилось, что на тюменском моторном заводе «иногородних заказов» оказалось больше, чем ямальских.
Интересная оговорка, обратите внимание! «Иногородние»… Стало быть, ямальские и хантыйские предприятия — не иногородние. Стало быть, — свои.
Eстественно, что улыбнулся при этом и полпред Латышев, сказав, что «благоприятная политическая ситуация создает предпосылки для решения интеграционных задач».
При таком настроении можно было бы и не спрашивать, какой все четверо хотели бы видеть областную Думу. Но вопрос задан, и ответ получен. Но попробуйте угадать, кому какие слова принадлежат?
— …Были отдельные попытки «развести» губернаторов. К большому сожалению прессы, этого не случилось.
— …Чтобы выборы прошли в цивилизованной форме.
— …У нас население научилось выбирать.
— …Избирательная кампания идет почти незаметно. Люди хотят работать в Думе, мы — власть — создаем условия.
Конечно, были и не столь демонстративные вопросы — о пуске Заполярного месторождения (мне было особенно интересно, потому что 35 лет назад я был единственным журналистом, кто присутствовал на забуривании первой разведочной скважины на Заполярке. А сегодня это пятое газовое месторождение в мире). О создании телевидения УрФО (за подряд спорят «Регион-Тюмень» и телекомпания «Югра»). Впрочем, согласимся с полпредом Латышевым, который философски заметил в конце брифинга: «Eсли бы все было безоблачно, мы бы считали, что уже умерли».
Так что, предполагаем — жить.