X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

День Памяти длиною в жизнь

Больше шестисот лет отмечается в России Димитриевская суббота — с Куликовской битвы. Родители вспоминают погибших в войнах сыновей. 3 и 4 ноября дни особого поминовения воинов проходили и в Тюмени.

«Зачем? Зачем этонужно матерям и отцам? Зачем снова и снова бередить душевные раны, вспоминая образ любимого сына? Зачем, вроде бы немного успокоившись, опять проливать горькие слезы, оплакивая смерть своего мальчика?» — все эти вопросы можно было бы задать родителям погибших тюменцев, зябкой толпой собравшимся в субботу у Солдатской аллеи за областным Дворцом молодежи. Но вряд ли они бы на них ответили…

С самого утра в Знаменском кафедральном соборе прошла панихида по погибшим за Отечество воинам. Чуть позже Димитриевская суббота шагнула на Солдатскую аллею — там состоялся митинг с участием мам и пап погибших в Афганистане и Чечне ребят. «В этой ситуации трудно чем-либо помочь, можно только бесконечно сочувствовать и помнить» — то и дело произносилось с трибуны. Для родителей, наверное, важно все, что напоминает их деточку. И соболезнования, и установленный на прошлой неделе памятный знак «Свеча», и елочки…

Eловая аллея появилась в прошлом году — мамы садили деревца в память о погибших, каждому — по елочке. В эту Субботу прибавилось еще девять саженцев. Плакали все — и люди, и небо… Мамы заботливо подкапывали землю и разговаривали с елочками словно со своими детьми. Уже потом — слова, возложение венков, оружейные залпы.

Выдержать такое эмоциональное испытание и постороннему человеку трудно, а что уж говорить об истощенных горем матерях. Не случайно на протяжении всего митинга у Солдатской аллеи дежурила машина скорой помощи, а позже, на презентации Книги Памяти, в зале Дворца молодежи «Геолог» — врач. Без работы в этот день медики не остались…

«Помним тебя, сынок» — так называется книга всеобщей скорби. Eе собирали долго и сложно — именно поэтому у издания много авторов. «В основе этой книги — ваши письма. Я шла вслед за вашим израненным сердцем. Я не имела права ничего изменить…» — рассказывала о книге Раиса Пелымская, председатель областного комитета солдатских матерей. Лишь однажды пришлось Раисе Филипповне добавить несколько слов от себя -когда она писала страничку о тюменце-сироте.

Для безутешных родителей, наверное, важно было знать, что об их детях не забыли. Одна женщина с любовью гладит глянцевую страничку с фотографией дорогого сыночка, другая заветное место заложила цветком гвоздики, третья судорожно прижимает книгу к груди. Вошли в книгу только солдаты, погибшие в чеченских войнах Но дарили их и матерям «афганцев». «Какая разница, горе-то общее», -говорили они…

Дмитрий Турбин

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта