Троллейбусы -ранние пташки
Надежда Шаманова просыпается на рассвете. Утренние сборы недолги: в 4.30 ее уже ждет развозка. В 5 часов утра Надежда Петровна на своем рабочем месте — в троллейбусном парке. На линию выезжает строго по расписанию — в 5.50.
Так продолжается изо дня в день уже 24 года — такой стаж работы Надежды Шамановой на Тюменском троллейбусном предприятии. Из них 20 лет она посвятила одному и тому же маршруту — номер 9. Двадцатилетний замкнутый круг — «Аэропорт Плеханове — завод медоборудования». «Никакой скуки и однообразия», — смеется она, услышав удивленные возгласы. Каждый день на знакомом до последней черточки пути появляется что-то новенькое: меняются люди, погода, настроение, вырастают новостройки.
Сегодня, глядя вдаль из окна троллейбуса, она с уверенностью может сказать, что водитель — это ее призвание. Надежда Шаманова является инструктором, обучает начинающих водителей и руководит бригадой из 30 человек.
Ни один шофер автобуса никогда не пересядет за руль троллейбуса. Необходимо великое терпение ездить на «привязанной» к проводам машине: ни обогнуть препятствие на дороге, ни объехать пробку, ни помчаться с ветерком. «Налево на троллейбусе далеко не уедешь», — шутят водители. Небольшое отклонение от оси контактной цепи — и досадный отрыв токоприемника. (Пассажиры в этом случае нервничают в салоне: «Опять рога отвалились!»).
По словам заместителя директора по эксплуатации Веры Семибратовой, отрыв токоприемника — самая распространенная неприятность. Однажды на девятом маршруте вечерами хулиганила компания подростков. Они дергали за веревку и веселились, когда водителю снова и снова приходилась выходить из-за руля и подцеплять троллейбус. Тогда пришлось привлекать милицию. Возвращаясь домой во втором часу ночи, водители рискуют каждый день.
В последнее время страшнее хулиганов — пассажирская агрессия. Гнев на голову водителей и кондукторов обрушивается из-за недавнего повышения стоимости проезда в муниципальном транспорте. Eще одна проблема — беспардонность водителей коммерческих и частных автобусов. В гонке за пассажирами они так и норовят прижать на остановке неповоротливый троллейбус. В итоге — аварийные ситуации, сбитые зеркала, ДТП… Троллейбус — самый экологически чистый вид транспорта -уже много лет не имеет развития в городе. В парке на сегодняшний день — 70 троллейбусов, 128 водителей и 105 кондукторов. Eжедневно на линию выходят 50 машин по основным пяти направлениям. Самый длинный маршрут — от Рабочего поселка до Дома обороны. Эта ситуация не меняется с 1986 года. Новые автобусные линии развить проще: купил автобус, и полдела сделано. А для развития троллейбусного парка необходимо строительство новых подстанций и контактных линий.
1 декабря Тюменское муниципальное троллейбусное предприятие отметило свой тридцатилетний юбилей. К празднику приготовили сюрпризы не только работникам предприятия, неожиданный подарок преподнесли и для пассажиров. Ровесник предприятия, родившийся 1 декабря 1971 года, в троллейбусе шестого маршрута может получить проездной билет на декабрь — прямо из рук почетного водителя Анатолия Кияшко, проработавшего на предприятии тридцать лет.
***
фото: Надежда Шаманова;Анатолий Кияшко и Вера Семибратова;Директор ПАТП-2 Владимир Латынцев, директор Гортранса Леонид Белослудцев, директор троллейбусного предприятия Александр Княжев;