Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Перебирая наши даты, события и имена

Eсли так пойдет дальше, то мне останется лишь строгая хроника, скупая опись событий городской культурной жизни.

Перед поездкой в Eвропу для постановки нового спектакля в Сургуте и у нас побывал известный российский режиссер новой волны, доцент Российской академии театрального искусства Михаил Чумаченко. Как куратор удивительного и перспективного молодежного ТEАТРиКа («Театр и компания») под руководством Татьяны Тарасовой он провел во дворце молодежи «Геолог» мастер-класс, тренинги по сценическому искусству. Обсудил с властями судьбу признанного коллектива. У него много лауреатских лавров, но мало поддержки. Возникла идея проведения в Тюмени фестиваля учебных театров институтов культуры.

В ТГУ на филфаке усиленно нажимают кисточками на позолоту, готовятся отметить 30-летие научно-педагогической деятельности и проявившееся золотое годовое кольцо на срезе древа судьбы доцента кафедры литературы Людмилы Крекниной.

Под сенью муз русской классики

История кафедры русской литературы в ТГУ — история личностей, пестовавших ее с августовских дней 1974 г. Тогда ректорский приказ разделил оставшийся с пединститутских времен коллектив на зарубежников и русистов. С первых дней работы кафедры русской и советской литературы (ныне «советский» эпитет исчез) на долгие 27 лет до сего дня связана с ней биография Людмилы Ильиничны Крекниной. В тот год в составе мощного десанта из первого университетского города Сибири она переехала в Тюмень. Способствовать обновлению и свежему академическому духу только что рожденного ТГУ.

Сибирская косточка, гордый и горячий характер. Родилась 7 декабря 1951 г. в райцентре Бак-чар Томской области. Там в старших классах вел литературу Александр Янушкевич — будущий доктор филологии, ныне известный историк русской литературы XIX в. Давняя «высокая болезнь» молодых, увлеченных делом своего учителя. У многих юношеские грезы рассеиваются, только не у нашей Людмилы.

Янушкевич вернулся на родной томский филфак, куда поступила и Крекнина. У него она писала дипломную работу, а в 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию. Похвальное качество — выбрав изменчивые и бурные ветра русского романтизма, труды и годы Александра Вельтмана, чья бригантина любила свободный ход, Крекнина и сегодня верна своему капитану — пишет докторскую диссертацию. В 1997 г. изловчилась выпустить монографию, в которой углубилась и в духовные искания любимых искусников пера золотого века русской словесности.

С 1987 г. Крекнина — бессменный профсоюзный лидер своего факультета, ее открытая общественная натура очень подходит для этой роли в текущие непростые времена. Это ведь не только новогодние подарки детям сотрудников, материальная помощь, но и трудные дела, дабы социальное самочувствие коллег не ухудшалось.

В 1993 г. Крекнина получает доцентский аттестат и наперекор многим сложностям в своей судьбе раскрывается в новых делах. Ушли в прошлое времена академических сухарей, и на шумных «Днях филолога» студентам любо видеть кандидатов и докторов наук веселыми и находчивыми. Отточенный дар сценариста позволяет Крекниной переиначивать на новый лад оды и былины, быть душой общества — студентов и наставников. Такая репутация в пестрых вузовских кущах дорого стоит. Как и человек, за ней стоящий.

По ком звонит колокол

На 78 году жизни не стало Виктора Петровича Астафьева. Он ушел от нас в ночь с 28 на 29 ноября, упокоился в пригородном селе — родной Овсянке под Красноярском. Теперь можно сказать, что не стало среди нас большого русского писателя, солдата Великой Отечественной, сумевшего и в советское время говорить суровую правду о войне. Когда тяжело было не только в бою — в затишье. В том бесчеловечном безобразии военной машины, калечившей почище вражеских пуль и снарядов души людей («Звездопад», «Пастух и пастушка»).

Астафьев — из замечательной плеяды нашей «деревенской» прозы, не побоявшейся в середине 1960-х гг. поднять сущностные бытийные вопросы жизни, осудить осквернителей родной земли-матушки и природы («Царь-рыба»), высветить народные лики простых и совестливых людей, выживших и в годы репрессий, и в годы раскрестьянивания, лишивших селянина чувства хозяина («Последний поклон»). Eще на заре горбачевской перестройки он отразил маразм брежневского отстоя («Печальный детектив»).

Художественный портрет современной Сибири тоже удался ему. Астафьев никогда не кичился красными «корками» писательского билета официального творческого союза. Он-то и был настоящий союз вкупе с близкими по духу мастерами — Валентином Распутиным, Василием Беловым, Борисом Можаевым. Интересовался и писал про тюменские дела. В конце 1970-х по приглашению Константина Лагунова побывал у нас, подумывал бросить якорь, но родная Овсянка, енисейские кручи перетянули. «Созидать милосердие и братство» — таков лейтмотив его последних очерков. Все 1990-е гг. Астафьев работал над главной книгой жизни — военной эпопеей «Прокляты и убиты». Памятником солдатскому братству -горьким укором жестокому веку, перемоловшему в жутких жерновах миллионы людей. Ради того, чтобы спасенный мир становился чище и человечней.

***
фото: Людмила Крекнина (справа).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта