X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кто научит нас состраданию?

Второй год подряд городская общественная организация «Особый ребенок» получает грант на сумму 31250 условных единиц. А это значит, что в очередной раз профилактикой сиротства и адаптацией детей-инвалидов и их родителей в нашем городе занимаются иностранцы.

Агентство международного развития США, служба помощи детям и российское представительство Британской благотворительной организации… Нина Нежи-борская, председатель «Особо-то ребенка», очень просила огласить список благодетелей в прессе. Это всегда пожалуйста, с превеликим удовольствием. Но все равно как-то не по себе становится: «Неужели такие проекты способны финансировать только иностранцы? А как же любимый город? Eго, похоже, проблемы детей-инвалидов не очень интересуют? Куда подевались всемогущие спонсоры? Заняты глобальными вопросами?».

Конечно, речь идет не о нескольких тысячах рублей. Разовые пожертвования ситуацию не изменят. Тут нужна целевая программа. Но и дело-то заявляется нешуточное — помощь больным детям. Впрочем, эта проблема интересует в первую очередь их родителей — именно они стали основной составляющей «Особого ребенка», успешно существующего уже десять лет. За все годы эта организация, как маячок, собирает вокруг себя семьи, отмеченные несчастьем, и помогает им понять, что есть выход даже из самого тяжелого положения.

«Ты не один» — так называется проект, оцененный иностранцами в тридцать тысяч долларов. Программа апробирована в прошлом году в рамках аналогичного проекта «Дом, в котором радостно сердцам», тоже, кстати, оплачиваемого из кармана иностранных благотворительных организаций. Суть этих начинаний в том, что общественная организация «Особый ребенок» в партнерстве с областным центром социальной реабилитации детей-инвалидов «Родник» и Дворцом детского творчества организует три дневных стационара «для осуществления необходимой коррекционно-развивающей деятельности, направленной на социальную реабилитацию и интеграцию шестидесяти детей в среду нормально развивающихся сверстников, подготовку и участие детей-инвалидов в посильной социально-трудовой деятельности» (из описания проекта). За этими официальными фразами на самом деле скрывается колоссальный труд многих людей.

Что значит для родителей иметь ребенка с диагнозом детский церебральный паралич в тяжелой форме или с различными психическими заболеваниями, умственной отсталостью? Это -многочисленные посещения врачей, заканчивающиеся трагическим приговором: «необучаемый ребенок», зачастую уход из семьи отца, бесконечные хождения по социальным учреждениям и выбивание хоть каких-то льгот, отсутствие денег на лекарства и инвалидную коляску, затворничество в четырех стенах и своем отчаянии, и в итоге — отказ от ребенка. А дальше по отработанной схеме — детский дом, дом инвалидов и — человек, абсолютно не умеющий позаботиться о себе, проживающий как растение.

Именно поэтому цель проекта «Ты не один», как утверждают Нина Нежиборская и другие представители «Особого ребенка», — не допустить отказа родителя от больного ребенка, который продиктован не жестокостью, а отчаянием. Прежде всего реабилитация в данном случае необходима родителям — они должны почувствовать, что на самом деле может их дитя.

За несколько месяцев пребывания в «Роднике» дети и родители овладевают целой системой мер реабилитации — логопедическая помощь, в том числе и в домашних условиях, обучение изобразительному искусству, комплексные упражнения на развитие моторики рук (а это напрямую развивает и мозговые функции), музицирование (оказывается, больной ребенок очень чутко ощущает гармонию звуков). Попутно с реабилитантами работают профессиональные врачи и психологи. Во Дворце детского творчества «необучаемые» ребятишки начинают рисовать, играть на музыкальных инструментах, учатся элементарным навыкам общения. А в мастерских «Особого ребенка» осваивают курсы кройки и шитья.

Надеюсь, не найдется такого жестокого человека, который мог бы возразить: «Зачем это все нужно?». Однако финансирование подобной программы заинтересовало пока только иностранцев. А наш город (и я имею в виду не только власти) остается к этим проблемам равнодушным. До сих пор мамы с инвалидами на руках вынуждены сидеть дома и получать нищенское пособие, так как на работу их не берут, многие даже о всех льготах на ребенка понятия не имеют.

Например, одна из льгот — обязательная телефонизация. Сколько больных детей могут умереть в любую секунду, пока их мамы бегают по району в поисках автомата? И все-таки большинство таких семей телефонов не имеет. А чего стоит ежегодное унижение — подтверждение инвалидности, которую могут и не дать. Как вам, к примеру, такой пример: если ребенок не слышит только на одно ухо, инвалидность ему не дадут. Путевку в реабилитационный центр, впрочем, тоже. Тут уж совсем анекдот — приходят мамы-страдалицы в собес и просят путевку, а в ответ: «Нет мест!».^ Тогда какв прошлом году в «Роднике» был недобор. Те, кто пошустрее, выходили прямо на директора центра, остальные оставались ни с чем.

Сколько разом проблем решилось бы, появись в Тюмени целый реабилитационный комплекс для детей-инвалидов. Может, и появится, мечтают мамы из «Особого ребенка», — на деньги тех же иностранцев. Спонсоры тоже не балуют. Оказывается, все кому-нибудь да помогают. Только наделе этой поддержки не очень-то и видно. И это при том, что мы живем в нефтяном крае. Богачи!

Конечно, муниципальные гранты общественные организации, в том числе и «Особый ребенок», выигрывают каждый год. Но что значат двадцать тысяч рублей в сравнении с долларовым грантом? А помощь городских властей? «Особый ребенок» уже второй год не может получить от города 38 тыс. рублей на питание.

Мужчина с церебральным параличом водит городской автобус, другой — даун — аккуратно подстригает лужайку. Это картинки не из нашей жизни. Я даже уверена, что многие россияне побоялись бы сесть в автобус с таким водителем и пообщаться с дауном. И дело, наверное, не в жестокости. А в непонимании. Нам еще долго нужно учиться элементарному состраданию. Научиться-то можно, да вот захотим ли?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта