X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

Прерванный полет

Про полет — это ялуторовский скульптор Владимир Шарапов. Ирония судьбы — прекрасно выделанная из известняка аллегорическая работа стала для меня главной метафорой традиционной областной отчетной выставки тюменских художников.

Она открылась 7 декабря в залах областного музея изоискусств и до 7 января будущего года принимает гостей.

120 работ, свыше полусотни имен. Практически все художники — из профессионально-творческого союза Тюменского областного отделения СХ РФ, представляющие Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Нижневартовск, Когалым, Лангепас, Мегион. Понятно, что местное отделение СХ РФ давно определило свои правила игры: выставлять только последние произведения и только профессионалов. Некоторые исключения из правил и на этот раз мало сказались на общем впечатлении от выставки.

Вернемся к шараповской скульптуре. «Прерванный полет» парадоксально разместили практически «во главе» экспозиции. Возможно, я субъективен, но это подходящее название для увиденного. Этакий разброд и шатание. Странное лохматое гуляние в неосветленных кущах текущего бытия, а более всего — то мистическое, то духовно зашифрованное, то лукаво-ироническое «погружение по тьму» авторского подсознания, этакий масляный и графический анамнез (расслаивание) самого себя любимого.

Прерванный полет, поскольку после наступивших свобод последние 15 лет наши художники энергично набирали высоту, заложили основы современной региональной школы с оригинальным эстетическим направлением. На пике поисков (середина 1990-х) пришло всероссийское признание, наши мэтры участвовали в международных выставках, их картины нередко приобретали для коллекций во многих странах/ Сильно заявил о себе тюменский арт-дизайн (лидеры Геннадий Вершинин, Михаил Гардубей, Николай Пискулин, Ольга Трофимова — список велик).

Молодежный авангард середины 1980-х из «зеленых гусей» вырос в игровую театрализованную новую волну, высоко оцененную такими авторитетами в искусствоведении, как Анна Некрылова и Ирина Уварова. Как шумно, весело и «спорно» было на персоналках Александра Чемакина, Сергея Перепелкина, Владимира Глухова… Не знаю, почему практически вся новая волна оказалась вне выставки. Eсли бы мне не подсказали, я бы прошел мимо клоунады Глухова, сиротливо бочком притулившейся в уголке.

В какие места попрятались наши знаменитые керамисты, декораторы? Из скульпторов лишь Виктор Афанасьев да Шарапов привлекают внимание. Про полет я уже сказал, а идущая «Вброд» красивая молодайка Афанасьева — тоже символ общей бедности и разбросанности выставленных работ.

В недавней беседе со мной известный режиссер и театральный педагог Михаил Чумаченко (Москва, РАТИ) подчеркнул, что сейчас в российском искусстве происходит возвращение к народности, к современной социальной теме. В ходе наших перемен появились особый слой униженных и оскорбленных людей, новые противоречия в социуме.

Ничего не скажешь: если выбрать отдельные фрагменты экспозиции, то порадуешься пейзажной символике и волновому движению философических раздумий Александра Новика. Просто блеск цикл картин про Большое Городище искусного Михаила Гарду-бея. Запоминаются «Дорога к храму» Владимира Осколкова, новые пейзажи Анатолия Седова, Пушкин в Михайловском Виталия Шилова, неожиданная городская графика Алексея Паромова-сына…

Но все это подавляет общая тенденция — творить «мимо» жизни, «мимо» реальных людей. Социальную тему поднял лишь Юрий Акишев в сатирическом полотне «Перестройка». Всего пять портретов — на фоне пейзажного разлива. Природа, конечно, достойный спутник художника, но зачем же надоедать ей повторением пройденного? Хотя хорошо, что получилась честная выставка, новичкам-зрителям такой мастер-класс — не помеха. А у этого прерванного полета есть шанс на интересное продолжение.

В минувшее воскресенье известный тюменский издатель Юрий Мандрика вкупе с художниками Алексеем Зундэ, Сергеем Шаповалом и дебютантом-стихотворцем Игорем Шпуровым устроили знатную и веселую тусовку местных интелей. То бишь презентацию. Мандрика недавно привез тираж первой книги указанных персон.

Книжка красивая и модная по дизайну. Перевертыш. С одной стороны Зундэ иронизирует: «Берите-берите, мне это больше не нужно». Это его книга стихов. С другой — книга Шпурова. В основном про любовь. «Для тебя. Ты знаешь…». Видите, даже в названиях оба любителя поэзии выразились нестандартно. По замыслу Шаповала позвали сделать графические медальоны к отдельным стихотворениям. Но они ему пришлись по душе, и наш авангардист размахнулся на большую серию острых рисунков, которые с удовольствием взяли в томик Алексей и Игорь. Молодежь, что с них, увидели, что талантливо, и вперед. Без страха и сомнений старших коллег — а вдруг рисунки получше стихов будут?

Несомненное достоинство книги — большая вклейка репродукций Зундэ. Eсть душа, свобода и оригинальный стиль. Любит цветы — букеты, маки и пионы полны любви и гармонии. «Северный вечер» сменяется зноем и суровостью знаменитой площади Иерусалима, собор Сан-Марко в Венеции — «Пражскими крышами». В общем, главные зачинщики издания и творчески подтвердили заглавие. Eсли их соединить — тоже неплохо: «Берите-берите… для тебя, ты знаешь». И для нас тоже.

***
фото: М. Захаров «Грустное соло для одинокой лошади».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта