X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Профилактика пессимизма — та же добыча радия

Eще немного, еще чуть, и опустится на город тихая ночь. Положив нам на плечо мягкую спешную лапу, она переведет нас из 2001 года в год 2002-й. И полетят в потолок пробки от шампанского, за окнами забухают ракеты, располосовав небо на цветные сектора.

Глядя на красные, зеленые, желтые трассы, мы станем себе представлять наше будущее, как будто его и вправду можно заставить двигаться по этим цветным траекториям. Впрочем, загаданное в новогоднюю ночь, говорят, сбывается. Главное, точно определить перспективу.

Из материалов, помещенных на внутренних полосах «Тюменского курьера», вы узнаете, о каких перспективах думают наши герои, что ждет отдельные коллективы и даже весь город.

Надо бы сделать перспективу доступным лекарством, которое можно купить за деньги и вводить внутривенно, мечтал один литературный персонаж. Хорошая идея.

Тогда бы мы легко поверили, что наркомания победима. Что городская очередь на жилье рассосется сама собой. Что малолетние бродяжки, пугающие женщин в подворотнях, завтра возьмут книжки и пойдут в школу. Что малоимущие начнут хорошо зарабатывать, а бедные одинокие старики получат заботу и уход в центрах социальной защиты.

Об этих фантастических перспективах мы говорили с генералом Валерием Роженцевым, бывшим начальником областного ГУВД, а ныне заместителем главы города, который как раз и курирует этот клубок проблем. На первый взгляд, Валерий Григорьевич — совершенно неподходящий человек для того, чтобы рассуждать о радужных перспективах. Да и на второй взгляд тоже не кажется подходящим. Довольно мрачный вид у него, суровый. Ясно же, неравная борьба с наркоманией и каждодневное общение с людьми, чья очередь на квартиру представляет собой четырехзначное число, не способствуют выработке оптимизма.

«Я человек приземленный, я никогда не фантазирую», — сказал про себя Роженцев. Кроме того, он сразу оговорился, что в мэрии он работает всего лишь с марта, можно считать, еще входит в должность, а потому делиться стратегическими планами не готов. Да и какие могут быть стратегические планы, к примеру, у комитета по жилью, который Роженцев курирует, когда у города нет денег на строительство бесплатного жилья, и многотысячная очередь не движется? Надо решать те проблемы, которые можно решить. Роженцев рассказывает о первых результатах ревизии муниципальных общежитий: около 40 исков подано в суд о выселении незаконных жильцов, освободившуюся площадь распределяет общественная комиссия. Работает программа по сносу ветхого жилья, работает федеральная программа по выделению жилья уволенным в запас военнослужащим.

Перспективы борьбы с наркоманией? Деньги, которые выделяются на эту работу, небольшие, но и они должны быть использованы эффективно. Выбрали одно направление — профилактика среди несовершеннолетних (Роженцев ласково называет их «ребятишки») — и работают.

Профилактика профилактике рознь. Валерий Григорьевич рисует картинку: школа, седьмой класс, выделены часы в рамках программы ОБЖ, приходит учитель и говорит — ребятишки, если вы будете употреблять наркотики, вы умрете. А больше и сказать нечего. Дети смерти не боятся, у них в одно ухо влетело — в другое вылетело. Нужны квалифицированные специалисты, нужна литература, чтобы у ребенка сформировать психологическую установку, которая сработает в ситуации, когда подросток окажется перед выбором: попробовать наркотик или отказаться? Но даже если случится, что установка не сработала, ребенок попал в наркосреду, родители рвут на себе волосы, им некуда обратиться за помощью, потому что в городе нет стационара для наркозависимых подростков. Так вот: к апрелю стационар планируется открыть. Хотя бы на 15 коек, но чем не перспектива? Открыли реабилитационный центр в Нижнетавдинском районе, где вчерашние наркоманы учатся, лечатся и работают, и притом под контролем государства.

***

— А если представить, что у государства полно денег на борьбу с наркоманией?

— У меня есть свое видение, оно может показаться абсурдным: я считаю, что наркоманов нужно лечить принудительно. При-ну-ди-тель-но. Вот раньше, при социализме, были ЛТП. Плохие они были или хорошие, но какая-то часть их контингента все же вернулась на путь истинный.

Сейчас спроси родителей больных ребятишек, согласны ли они своего ребенка на два года отправить в специальное учреждение, где его будут лечить и реабилитировать, что будет какая-то надежда, — я глубоко убежден, что 99 процентов таких родителей проголосовали бы за.

Что касается денег, то под громким словом «профилактика» можно пустить на ветер даже очень большие средства. И еще. Не знаю, надо ли писать об этом…

Вот я тридцать лет проработал в милиции. Я знаю, какие в городе преступные группировки и чем занимаются. Но я не знаю, кто же в городе возглавляет наркоторговлю. А ведь голову надо отсекать не тем женщинам, что торгуют (возможно, вынужденно), а организаторам бизнеса. Но вам никто не назовет их фамилий. Все вроде против — и администрация, и правоохранительные органы, и общественность, и воры в законе. А кто же за? Я не знаю.

— А нельзя ли надеяться, что мода на наркотики пройдет сама?

— Раньше мало кто не грешил — анашу курил, таблетки глотал, меня, правда, бог миловал… Ну, побаловались, повзрослели — и все прошло…

— Когда это — раньше?

— Лет пятнадцать-двадцать назад. Но тогда не было героина, к которому привыкание развивается очень быстро. А сегодня доля героина на рынке наркотиков, скажем так, очень значительная.

Хотя мода, возможно, тоже есть… Вот пиво, да? Я это пиво первый раз попробовал после армии. А нынче на День знаний пришел в городской сад, а там пацан — метр с шапкой, в одной руке пиво, в другой сигарета. Ночь прогуляет, а назавтра он что, в школу пойдет?..

***

Кстати, комиссия по делам несовершеннолетних также в зоне ответственности Роженцева. Он опять говорит про деньги и про необходимость скоординировать усилия всех сторон. И про центры, куда бродяжек приведет милиция, а там они получат заботу, и кров, и питание. А я снова задаю вопрос: а что если будет куча денег? А сколько нужно денег, чтобы эти дети почувствовали жажду знаний и осознали пользу образования? (У меня есть свой безумный проект: развлекательный центр, куда беспризорников и прочих «трудных» подростков будут пускать бесплатно, а там незаметно, исподволь подсовывать им психологов и других добрых дяденек). А Роженцев, реалист, тем временем рассказывает о том, как удалось открыть два компьютерных класса в школах, где дети проводят время, но — все же под контролем учителей…

Конечно, проблему безнадзорных детей окончательно не решить без решения проблем их родителей. Пару недель назад генералу Роженцеву — вероятно, для комплекта — поручили и контроль за городской социальной сферой. Тоже, как вы понимаете, перспективное направление. Сплошные человеческие трагедии… «Оптимизм-то вы где черпаете, Валерий Григорьевич?» — спрашиваю почти что сочувственно. Оказывается — в людях:

***

— Я глубоко убежден, что людей, которые радеют за державу, их очень много. Нормальных, честных, порядочных. И их, естественно, становится больше.

— Почему это естественно?

— Потому что из хаоса бандитской экономики стала просматриваться цивилизация. Вспомните, пять-семь лет назад, олигархи, связи, разворовали, поделили. Сейчас вся эта махина снова выстраивается в четкую систему. Пять-семь лет назад бандитские структуры процветали. Но государство постепенно прижало им хвост. И сейчас даже те бандиты, что добывали деньги рэкетом, эти деньги стараются вложить в экономику. Пусть это грязные деньги, но это — рабочие места, это зарплата для людей.

— А о чем-нибудь вы все-таки мечтаете?

— О чем мечтаю?.. А о чем я мечтаю?.. (Задумчиво): Внуки у меня растут. Двое. Мальчики.

***

В общем, если раскроешь глаза пошире, обязательно что-нибудь да и увидишь. Какой-нибудь да свет в конце тоннеля.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта