Инвестиционный климат области: пока не потеплело
Некоторое время назад я писал в статье «Инвестиционный климат Тюменской области: 30 градусов ниже нуля» о том, что власть не создает предпосылок для вложения капитала в производство, не имеет сколько-нибудь разработанной налоговой политики. Вот и сейчас, в преддверии нового финансового года, исполнительная власть не представила областной Думе своей налоговой политики, то есть системы льгот, которая позволила бы местному производителю снизить цены и получить преимущества на рынке. Областные депутаты этого вопроса тоже не поднимали, хотя среди них немало предпринимателей. Судя по отчетам официальных изданий, налоги остались прежними. Более того, в Тюменской городской Думе велись даже разговоры о повышении некоторых налогов (например, налога на имущество физических лиц).
Можно было бы сделать вывод, что все осталось, как раньше, и махнуть рукой, однако… Читаю официальный документ — постановление от 23.11.2001 г. N 434 «Об утверждении областной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 2002-2003 годы»:
… «В большинстве отраслей деятельности малых предприятий на юге области наблюдается снижение их числа. Число субъектов малого предпринимательства на юге области по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 251 единицу и до настоящего момента отстает от количества малых предприятий докризисного состояния 1998 года на 22,5% (в 1998 году было зарегистрировано 6131 предприятие)».
Итак, господа начальники, если каждые полгода у нас будет закрываться по 250 малых предприятий, то через 10 лет надо будет закрывать уже всю область (статистики о том, сколько крупных и средних предприятий закрылось или перерегистрировалось в других регионах, мы не имеем, но можем предполагать, что тоже немало).
Смотрите ниже таблицу динамики количества малых предприятий юга Тюменской области по отраслям (напоминаем, что это — официальные данные из постановления губернатора).
Итак, пока экономика всей России показывает темпы роста 2-4%, на юге Тюменской области — спад. Мало того, власти утешают себя, цитирую: «Резкое снижение количества малых предприятий зарегистрировано в сфере жилищно-коммунального хозяйства — на 16%, в сфере предоставления услуг связи — на 15,4%. Но такое уменьшение в обеих отраслях нельзя назвать ощутимым ввиду достаточного количества субъектов, присутствующих в данных сферах экономики».
Может, составителям программы хватает операторов связи, да только что-то эти операторы не спешат телефонизировать внутритюменские деревни, в одной из которых я живу, и окрестности столицы. Что-то не ощущается на улицах и во дворах присутствия фирм по вывозу мусора, ремонту труб и т.п. А снижение в производственной сфере, в области культуры? Там что, тоже достаточно «субъектов»?
Увеличение количества фирм, работающих в сфере строительства, — ничтожно, и произошло оно, я думаю, на волне строительного бума, охватившего юг области.
В программе отмечается, что малым предприятиям не хватает денежных средств на развитие производства, но никто и не заикнется о необходимости уменьшить налог на имущество предприятий. Никто не позаботится о выработке действенного механизма выдачи кредитов.
Решил недавно проверить, насколько сложно получить кредит начинающему предпринимателю, не имеющему связей с администрациями, руководством банка или иного кредитного учреждения. Я пошел в несколько местных банков, представлялся там индивидуальным предпринимателем, обладающим чистой прибылью 5-8 тысяч рублей в месяц, предлагающим в залог нежилое помещение (магазин) приблизительной стоимостью 1 200 000 рублей. Задавал один вопрос: на каких условиях я могу получить в кредит 200 тысяч рублей? Ответы банковских работников повергли меня в шок. Оказывается, что для получения этой суммы я должен:
а) иметь официальный доход около 20 000 рублей;
б) привести не менее четырех поручителей с такими же доходами или одно юридическое лицо с крупным оборотом и сверхположительным сальдо на расчетном счете;
в) предоставить залог — движимое или недвижимое имущество на двойную сумму кредита процентов.
Прибавьте к этому 26-30 процентов годовых, и вы поймете, что взять кредит в банке практически невозможно.
Чем мотивированы столь высокие запросы банков? Ведь для человека, показывающего официально доход 20 000 и имеющего четырех друзей с такими же доходами, 200 000 рублей — не проблема! Такой человек в банк не пойдет, найдет эти деньги в другом месте и под куда меньшие проценты. Интересно, что никого в банках не заинтересовало мое сообщение о бизнес-плане. Везде в один голос говорили, что это ерунда.
А мне кажется, что банки излишне перестраховываются. Иметь в залоге недвижимость на 1 200 000 (при постоянном росте цен на нее) и не дать кредит в 200 000 — как это понимать? Боюсь, что областные власти никогда не пытались договориться с банками о выдаче кредитов предпринимателям, не пытались снизить ставку налога на прибыль по таким операциям банка. В итоге кредиты недоступны. Выделяемые областной программой поддержки предпринимательства кредиты 30-40 миллионов в год — это незначительные в масштабе юга области суммы (на каждое малое предприятие приходится по 8 тысяч рублей), которые к тому же распределяются по непонятным критериям, не на основе конкурса.
Странно, что для властей остаются неизвестными причины разорения некоторых предприятий, хотя все лежит на поверхности. Возьмем предприятия связи. Eсть у нас монополист -ОАО «Тюменьтелеком», которое создает всем остальным, работающим в этой сфере, такие условия существования, что выжить им практически невозможно. Вот пример. При ОАО «Тюменьтелеком» создано ЗАО «Тюменьтел», которое является генеральным подрядчиком по строительным и ремонтным работам на всех объектах телефонной связи «Тюменьтелекома». Все организации, желающие тянуть или ремонтировать кабель, монтировать оборудование, обязаны платить 4% от стоимости контрактов генподрядчику. При этом генподрядчик сам на объектах ничего не делает. Кто учредитель «Тюменьтела», кому уходят 4% бюджетных денег? В нашей газете уже писали о том, что подобные отношения есть в ОАО «Тюменьэнерго». По-видимому, почти все тюменские монополисты (читай: получатели бюджетных средств) обросли «генподрядчиками».
Читатель может подумать, что автор сгущает краски, не имеет полной информации и судит о состоянии в целом по каким-то отдельным фактикам, не отражающим общей картины. Это не так. Моя оценка совпадает с данными уважаемого издания «Эксперт-Урал» — в N 23 от 3.12.2001 года приведен рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Уральского федерального округа и близлежащих регионов. В этом рейтинге мы на третьем месте. С конца. Хуже, чем у нас, дела обстоят только в Коми-Пермяцком автономном округе и Курганской области. У нас, например, самая высокая по региону криминальная составляющая рисков. За 2000-2001 годы мы снизили свой экономический потенциал на 0,05 %.
И все это на фоне заверений, что надо поворачиваться лицом к предпринимателям и понимать их нужды.
***
фото: