Мосты и путепроводы Тюмени
Приезжая в центр Тюмени с окраин, мы ежедневно пользуемся этими сооружениями, не всегда понимая разницу между мостом и путепроводом.
Мост — это сооружение для переезда через реку, озеро и т.д. Путепровод — это мостообразное сооружение на пересечении сухопутных путей: шоссе, улицы, железные дороги. Иногда путепровод называют иностранным словом «виадук». В настоящее время в Тюмени насчитывается 17 мостов разных размеров и конструкций и 5 путепроводов.
Самый первый мост
Первый мост в Тюмени через реку Тюменку в ее устье построили в конце XVI в. казаки и стрельцы. Берега здесь были крутые, обрывистые, пришлось их срезать и насыпать поперек оврага дамбу. Мост давал выход в Затюменку, где завели первые тюменские пашни и сенокосы на р. Бабарынке. Он многократно перестраивался, однако располагался в овраге. Крутые спуски и подъемы с трудом преодолевали лошади, запряженные в возы.
В 1728 г. тюменские инженеры и строители возвели деревянный мост вровень с берегами Бабарынки. Спуски-подъемы, называвшиеся взвозами, исчезли, ездить через Тюменку стало удобно. Мост был построен на «городнях»-срубах. Со дна оврага до верха поднимались башнеобразные деревянные срубы из бревен (самые высокие — 21 м). По их верху навели мостовое полотно. В городнях внизу оставляли пропуски для воды, которая в половодье наполняла овраг Тюменки. В длину мост был 167,2 метра, в ширину — 10 метров. Автор проекта неизвестен, также неизвестно, как долго мост прослужил. Новое поколение инженеров и строителей уже не отважилось на сооружение такого же моста. Сделали его по старинке — внизу. Спуск к мосту со стороны Тюмени назывался Благовещенским взвозом, со стороны Ямской слободы — Никольским (по названиям близлежащих церквей).
В середине 90-х гг. XIX в. мост через Тюменку в очередной раз перестроили. Возвели капитальные кирпичные опоры. Присматривал за стройкой инженер путей сообщения Александр Филимонович Колмогоров, гласный городской думы, сын владельца крупнейшего в России кожевенного завода Филимона Колмогорова. Эти опоры стоят до сих пор, но после ремонта моста в 1993 г. они оказались ненужными — мостовой пролет положили немного выше. Длина моста теперь 54 метра.
В конце 70-х гг. XX в., когда в Затюменку проводили троллейбусную линию, проще оказалось соорудить два насыпных земляных моста через Вишневый и Дедилов овраги, разделяющие Большое Городище и Затюменку, чем строить в устье Тюменки мост вровень с берегами, чтобы троллейбусы могли свободно передвигаться по городу.
В XVIII в., когда строили большой мост на Тюменке, объезжали овраги по их верховьям, где теперь ул. Белинского, Товарное шоссе, ул. Клары Цеткин, Первомайская. Там тоже были небольшие мостики.
Другие мосты через Тюменку
Кроме этого первого моста на плане 1696 г. указан мост возле современного краеведческого музея.
Издавна были мосты через Тюменку на современных улицах Первомайской и Перекопской. В 1885 г., когда строили железнодорожную станцию Тюмень, городские власти обратились к путейцам с просьбой построить за счет дороги новые мосты на этих улицах и соединить через них центр Тюмени и Базарную площадь с вокзалом. Однако дорожники в целях экономии средств отказались строить мост по ул. Перекопской, построили на Первомайской и вывели его на современную улицу Крупской, по которой ездили в центр города.
К началу XX в. мост одряхлел, ездить по нему стало опасно. Власти предписывали полицейским, чтобы не допускали проезда по нему двух телег сразу. В 1915 г. мост отремонтировали. Планировали построить здесь земляной мост то с деревянной, то с каменной трубой для пропуска воды. Однако соорудили его только около середины 30-х гг. XX в. — при советской власти.
В 1885 г., когда сооружали последние версты железной дороги Eкатеринбург-Тюмень, ее полотно проложили по верховьям тюменских оврагов, и на Тюменке построили первый железнодорожный мост, неширокий, всего на одну рельсовую колею. Он действует и теперь и проходит над всеми железнодорожными путями станции Тюмень. Уже грязная речка Тюменка бурным потоком вырывается из-под моста у железнодорожного почтамта в конце ул. Привокзальной. Там тоже есть насыпной мост через Тюменку, а речка течет в трубе.
До середины 70-х гг. с ул. Гайдара (Большое Городище) на ул. Кольцова (Малое Городище) ходили по деревянному пешеходному мосту, уже довольно дряхлому.
К 400-летию Тюмени его разобрали и построили земляной мост с ул. Камышинской на ул. Чернышевского, который обеспечил путь транспорту из центра города на Большое Городище и в Затюменку. В 80-е гг., когда заканчивали строительство стадиона «Геолог» на Царевом Городище, возле краеведческого музея построили широкий земляной мост со стороны ул. Ленина — для прохода публики на стадион.
Всего через реку Тюменку построено восемь мостов.
Мосты через реку Бабарынку
В последние годы XVI в. к Тюмени проложили тракт со стороны Верхотурья и Туринска (ныне Ирбитский). Возле современного пансионата им. Оловянникова тракт по мосту пересекал реку Бабарынку.
В начале XX в. для нужд мельницы Тарковского (позже братьев Шадриных) на Бабарынке построили пруд, на плотине был мостик для проезда в луга и на дорогу в деревни Воронино, Княжево, Метелево. Теперь этой дороги нет.
Мост через пруд на Бабарынке в конце ул. Полевой построили в начале 50-х гг. XX в. Здесь также пришлось срезать крутой берег оврага. Всего через реку Бабарынку построено около 15 мостов и мостиков.
Земляные мосты
В Тюмени построено около двадцати земляных мостов, представляющих собой «пересыпи», дамбы через овраги, с трубой в основании для пропуска воды. Первые такие мосты появились в 30-е гг. через реку Тюменку. В 70-е гг. построены два земляных моста на оврагах Вишневом и Дедиловом. В начале 80-х гг. — у стадиона «Геолог», а в 1984-1985 гг. закончили строительство земляного моста через Тюменку, соединившего улицу Камышинскую и Гранитную. Земляные мосты проще в сооружении и требуют меньше внимания и ухода.
Первый мост через Туру
Тура — река хоть и неширокая, но в течение 340 лет представляла собой серьезную преграду для жителей города. Особенно трудно было многочисленным обозам. Надо было осторожно спуститься с крутых взвозов к устью Тюменки, где находился наплавной мост, перебраться по нему через реку и подняться на довольно высокий левый берег. В осенний ледостав и весенний ледоход и половодье транспортное сообщение между левым и правым берегами прерывалось на несколько дней или недель. Наплавной мост ежедневно разводили на несколько часов для проходящих плотов леса.
Весь XIX век постройка моста через Туру была мечтой властей и жителей Тюмени. Тюменский купец А.И. Текутьев (городской голова с 1899 по 1911 гг.) завещал городу специально для этого дела 35 тысяч рублей личного капитала. В городской казне был специальный фонд на постройку моста.
За постройку моста с революционной решимостью взялись большевики в начале 20-х гг. XX в. В протоколе пленума Тюменского городского совета от 16 апреля 1923 г. записано: «Провести изыскание необходимых данных при проектировании капитального моста через реку Туру, проектом которого заняться в летний период 1923 г.».
24 марта 1924 г. на пленуме городского совета инженер Василенко сделал доклад о проектируемом мосте и представил чертежи. Сметная стоимость -156 тыс. тогдашних рублей. Встал вопрос: где взять деньги? Обменявшись мнениями, записали в постановлении параграф 8-й: «Признавая неотложной… задачей постройку моста через Туру… утвердить представленный проект деревянного свайного моста… провести единый целевой налог… придерживаться чисто классовой линии, соглаервав вопрос по обложению рабочих и служащих с профсоюзами». Недостающие средства предполагалось получить за счет возвратной ссуды у государства.
Судя по отчету Тюменского окружного исполкома за 1925 г., «работа по постройке свайного моста через Туру Госстроем, согласно договору от 5/XI-24 г., была открыта вновь 1 декабря с.г.». Забито 138 свай, заготовлено 100 тысяч кубометров древесины, вывезенной из Ярковского района. Велась усиленная работа по сборке лесов и окантовке бревен, прогонов и др. Для сборки строений ледорезов, вследствие высокого горизонта воды, велась выморозка. Для дальнейшего производства работ было заготовлено 1463 шт. бревен, 1000 шт. досок и 250 шт. бревен для лесов. Таким образом, для постройки моста было вырублено 4 гектара ярковского леса.
Строили в основном зимой. На льду размечали места забивки свай, прорубали лед с помощью машинных копров (сваебойных аппаратов — А.И.) и забивали сваи в дно Туры. Судя по отчету, Тура зимой 1925-1926 гг. замерзла полноводной, что затрудняло строительство.
10 июля газета «Трудовой набат» в заметке «Куда идут народные деньги» сообщала, что «в январе-марте… на достройку моста через Туру пошло 10962 р.». 17 июля та же газета сообщила: «Мост достраивается. Уже закончено мощение въездов к мосту по реке Туре». О сдаче моста в эксплуатацию мне не удалось найти сведений: в комплекте газеты недостает нескольких номеров.
***
фото: