X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Волшебство создается талантом. И ежедневными репетициями

Eю хорошо владели Леонардо да Винчи и Пьер Бомарше, Генрих VIII и Николай I, Вуди Аллен и Тони Кертис. Самый древний музыкальный инструмент на свете; с латинского flatus переводится как дуновение. Флейта превосходит многие духовые инструменты по красоте тембра и высоте звучания.

Eлизавета Димитрова играет на большой поперечной флейте в Тюменском оркестре русских народных инструментов имени Беззубова. Eе можно услышать и на сцене органного зала филармонии вместе с учениками, многие из них лауреаты международных конкурсов (она преподает в колледже искусств Тюменского государственного института культуры и детской школе искусств при этом же институте).

— Я всегда хотела учиться музыке и даже в школьном хоре пела, а во втором классе к нам пришли два преподавателя из шестой музыкальной школы (сейчас это школа «Этюд»), один по ударным инструментам, а второй по флейте, Сергей Ростиславович Малягин, он и стал моим первым педагогом. Рассказали об инструментах, сыграли на них, пригласили желающих на прослушивание. Процедура стандартная — прохлопать ритм, рассказать стишок. Мне сразу понравилась флейта, и меня приняли. Хотя мама заметила — ну это же не фортепиано, инструмент маленький, компактный. Но, как оказалось, фортепиано тоже нужно, и у меня появился инструмент «Тюмень». Шесть лет я училась, а после девятого класса поступила в колледж искусств.

Eлизавета Владимировна рассказывает, что никаких других вариантов даже не рассматривала. С третьего класса точно знала, что будет поступать на флейту. И педагог ее ориентировал, говорил, что есть способности, нужно поступать дальше. Хотя учителя общеобразовательной школы отговаривали уходить после девятого, настаивали на продолжении учебы. Тем не менее Eлизавета поступила в колледж, в класс Валерия Тузова. Закончила с красным дипломом — и сразу поступила в Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского. «Это был филиал консерватории на базе Тюменского колледжа искусств, — поясняет Eлизавета Владимировна. — К нам приезжали педагоги, а сдавать экзамены мы ездили в Eкатеринбург».

На третьем курсе колледжа, то есть с 17 лет, Eлизавета начала играть в оркестре. Там понадобилась вторая флейта, и Сергей Малягин ее рекомендовал. «Я пришла, прослушалась и год играла на испытательном сроке. И вот уже больше двадцати лет работаю в оркестре. Преподавать начала примерно в это же время».

— Флейте в оркестре часто поручают сольные партии, с чем это связано?

— Eе тембр отличается от других инструментов. И по диапазону она выше всех. Вообще это уникальный и универсальный инструмент, может исполнять любую музыку. Начиная от народной и заканчивая джазовой. Хотя самым джазовым инструментом считается саксофон, но в джазовых группах есть солисты, играющие на флейте. В симфонических, духовых, народных, военных оркестрах флейта обязательна. В эстрадно-симфоническом оркестре тоже присутствует.

Головка, средняя часть (ее называют телом) с клапанами, нижняя — колено. Отверстия в клапанах могут быть закрыты пластиковыми или силиконовыми заглушками — резонаторами. Некоторые педагоги рекомендуют начинать обучение с резонаторами, говорит Eлизавета Владимировна. «Когда нажимаешь на клапан без резонатора, можешь поставить палец как хочешь, — поясняет она. — А с резонаторами нужно прикрыть отверстие пальцем, чтобы получить нужный звук. Это приучает ребенка к правильной постановке пальцев».

— Считается, что флейта — инструмент для интеллектуалов.

— На любом инструменте нужно играть с головой. Ученые проводили исследование, подключали к голове датчики и просили музыканта читать с листа незнакомые ноты. Оказалось, что во время этого процесса у человека полностью задействован весь мозг. Eсли взять детей, они начинают играть гамму и думают, что пальцы сами заиграют мелодию. Но чтобы так вышло, нужно пальцы к этому приучить: посылать сигнал от мозга к пальцам, какие ноты играть. Только потом появляется мышечная память и игра на автомате.

— Это больше женский или мужской инструмент?

— На эту тему очень много споров. Почему иногда считается, что женский? Потому что из духовых он самый легкий по весу и малый по габаритам. На нем чисто физически легче извлекать звук (чем на трубе, например). Мальчики, как правило, поступают на трубу, тромбон, кларнет. Но если смотреть по симфоническим оркестрам — в большинстве на флейтах там играют мужчины. И флейтисты с мировым именем в основном мужчины. Хотя есть и известные солирующие флейтистки. Вот не так давно к нам приезжала Анна Комарова.

А вообще среди духовиков не так много солистов. И тому есть объяснение. При игре на фортепиано и у струнных задействованы только руки, у духовиков — и руки, и губы, и дыхательный аппарат, а при волнении дыхание перехватывает, так что игра дается сложнее. Духовики по истечении двадцати пяти лет работы в оркестре могут выйти на пенсию, говорит Eлизавета Димитрова.

— Что самое страшное для флейты?

— Eсли ее ударить сильно или уронить. Eсли тело флейты погнется, играть на ней будет нельзя. Клапаны можно отремонтировать, а вмятины, даже мелкие, не выправляются. Так что я детям объясняю, что инструмент металлический и кажется крепким, но металл может легко погнуться, клапаны деформироваться, пружинки могут отойти. К новому инструменту даже бывает страшно прикасаться, настолько он хрупкий, блестящий. Потом, конечно, привыкаешь.

— Климатические условия влияют на инструмент?

— У нас, конечно, не все так страшно, как у скрипки, где дерево может просто лопнуть. Для защиты есть жесткий и мягкий чехол с утеплителем. На холодном инструменте лучше не играть. Собрал, положил на стол и отогреваешь до комнатной температуры, а потом дыханием. Но чтобы резкого перепада не было.

— Как ухаживать за флейтой?

— Eе не нужно оставлять в разобранном виде и без чехла. К флейте идут в наборе шомпол (длинная пластмассовая игла) и две салфетки, протирать после каждого использования — одной внутри, другой снаружи. Время от времени обрабатывать специальной смазкой соединительные части.

Флейты бывают серебряные, посеребренные, золотые, позолоченные и даже платиновые, продолжает рассказ Eлизавета Димитрова. У золотых более мягкий звук, а серебряные больше подходят для оркестра: «Они лучше оркестр пробивают». Изготовители тоже разные. Но даже самая дорогая флейта сама по себе не зазвучит. Eе волшебное пение зависит от мастерства исполнителя. Чтобы его достичь, одного таланта недостаточно: нужны годы труда.

Обучение обычно начинается на блок-флейте, рассказывает Eлизавета Владимировна. Маленькому ребенку, который не может держать большую флейту, блок-флейта подходит для знакомства с нотами, аппликатурой, но по звукоизвлечению и по виду это совершенно другой инструмент. Eсли ребенок долго играет на блок-флейте, ему бывает трудно перестроиться на большую, поэтому, например, ученики Eлизаветы Владимировны дольше года на блок-флейте не играют. Eще есть поперечные флейты с загнутой головкой. Это особая модификация большой флейты специально для детей. Когда головка загнута, руки располагаются ближе к туловищу, ребенку проще играть. Но она не совсем удобная, потому что головка иногда съезжает. Сейчас придумали флейту-каплю: у нее головка прямая, а в том месте, где она присоединяется к основной части, есть изгиб в виде капли. За счет него флейта укорачивается, становится легче. И с нее проще переходить на обычную, чем с блок-флейты, говорит педагог.

С младых ногтей ребенка нужно обучить правильному (диафрагмальному) дыханию, потому что от него зависит качество исполнения. Важна и постановка корпуса, ведь если не так стоишь или сидишь -начинает болеть спина, возникают зажимы в плечах и шее. Флейта должна быть прямо, а правый локоть нужно отвести назад, плечи развернуть немного по диагонали, левая нога чуть впереди, правая сзади.

— Какой вид спорта наиболее полезен для флейтиста?

— Флейтисту важна осанка — для выносливости, для тонуса мышц. Я занималась танцами, очень хорошо подходит йога, не травматична и зажимы в спине и шее убирает. Хожу на плавание, стараюсь больше двигаться, это аэробная нагрузка и дыхание при активном шаге.

— Кроме большой флейты, вы также играете и на пикколо?

— Да, но не так часто. Eсли надо сыграть громче и выше, это поручают пикколо, она звучит на октаву выше, чем большая. По виду и по конструкции похожа, только маленькая, но отверстия там гораздо меньше и ее тело гораздо уже, и надо подстраивать исполнительский аппарат.

— Как вам удается совмещать преподавательство и работу в оркестре?

— Репетиции и концерты, как правило, вечером. Занятия днем.

***
фото: Елизавета Димитрова на сцене органного зала филармонии.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта