X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Прозрачное стекло в темной комнате

В одной темной-темной комнате центральной лаборатории завода «Стеклотех» есть темная-темная стена… А на ней нарисованы яркие колбы и пробирки. Роспись придумали и сделали начальник лаборатории Eкатерина Боровинская и ее сестра Юлия.

Так появился необычный арт-объект. В темной комнате — они и правда ее так называют, — находится микроскоп и световой шкаф с образцами продукции. Тут определяют чистоту цвета: вот эта бесцветная бутылка немного ушла в коричневый…

— Какой цвет у бесцветной бутылки?

— Чтобы получить бутылку без цвета, нужно в определенных пропорциях смешать селен и кобальт, -отвечает Eкатерина Сергеевна. И ведет в еще одну комнату в лаборатории. Тут при помощи компьютера делают расчет координат цвета и смотрят отклонения. На заводе производят коричневые и бесцветные бутылки.

Инженер-физик Мария Кузьмичева берет образец коричневой бутылки и мастерски проводит по ней стеклорезом, вырезая небольшой образец. Укладывает его в спектрофотометр и нажимает на кнопку. Компьютер строит кривую, на которой показан процент светопропускания бутылки. Он строго регламентирован как ГОСТом, так и спецификациями заказчиков. Для коричневой бутылки процент светопропускания должен быть в пределах от 16 до 50 процентов. Регулируется он добавлением или убавлением угля и пигмента.

— В центральной заводской лаборатории проверяем сырьевые материалы и готовую продукцию. Сырье нам приносят, чтобы арбитражная проба после проверки хранилась тут. Это песок, доломит, мрамор, полевой шпат, известняк, — говорит Мария Юрьевна.

Каждый день Марии и Eкатерины начинается в цехе производства стеклотары, где отбирают бутылки методом случайной выборки. Берут десяток бутылок для контроля водостойкости внутренней поверхности бутылки (а проверяют в понедельник и четверг), по одному образцу для проверки на светопропускание и плотность, и раз в неделю контролируют химический состав.

Мария Юрьевна работает на заводе с 2018 года, пришла инженером-лаборантом и многому училась. Сначала проверяла сырьевые материалы и шихту, а потом анализы усложнялись, теперь заменяет начальника лаборатории на время отпуска.

Мария Кузьмичева показывает, как стеклотару проверяют на плотность. Образцы помещают в воду и нагревают. При определенной температуре они опускаются вниз. Разное стекло опускается при разной температуре, вот коричневое, например, при 25-26 градусах — занятное медитативное зрелище.

Виктория Ющенко

Eкатерина Сергеевна говорит, что раньше, чтобы проверить химический состав стекла, его перетирали в порошок вручную в мраморной ступке. На это уходил час, а теперь в лаборатории есть вибрационный истиратель, внутри вращаются шарики, и процесс занимает семь минут. Порошок высушивают, взвешивают и исследуют на содержание оксида кальция, магния, кремния и прочие параметры. Чтобы заданному составу соответствовал.

Eкатерина Боровинская по образованию ихтиолог-рыбовод, диплом писала по очистным сооружениям, по гидрохимии, на кафедре гидроэкологии и гидробиологии. А на завод попала случайно, по объявлению, в 2011 году, когда только набирали персонал.

— Я пришла инженером-лаборантом на входной контроль, и вот уже пять лет я начальник лаборатории. Работаю с запуска завода, нас обучали на месте, приезжали специалисты со стекольных заводов.

Кроме рисования, Eкатерина Сергеевна увлекается вокалом и даже входит в состав самодеятельной вокальной группы «Дежавю» Богандинского поселка. Поют в основном эстрадные песни, а в пятницу выступят и на заводе — на концерте по случаю профессионального праздника, Дня работника стекольной промышленности, который отмечается в воскресенье.

***
фото: Екатерина Боровинская;Мария Кузьмичева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта