Двуликий Янус с наважденьем осени-2002
Без особой помпы и при большом стечении тюменской публики в залах Тюменского областного музея изоискусств открыта традиционная областная художественная выставка «Осень-2002».
Свыше 60 мастеров резца и кисти, более 200 произведений с какой-то странной мистикой очертили, с одной стороны, благотворно магический, а с другой — лукаво закодированный, даже демонический круг исканий и беспомощности наших мастеров за пару последних лет.
Подчеркну, что, имея культурологическое профессиональное образование (меня упрекнули за критические суждения несколько обладателей членских билетов Союза художников РФ), я буду настаивать на той эстетической позиции, что творческий диалог художника с жизнью не зависит от разных «измов». Даже самая закодированная духовность автора ангажирована и, отставая или опережая или попадая в болевую точку своей эпохи, все равно выражает взаимозависимость художника не «от», а «и» — объективных процессов бытия.
Предлагаю девиз выставки: «Унылая пора — очей очарованье». Так что на своем уровне -хотели они того или не хотели -тюменские мастера выказывают в «Осени-2002» переломный характер текущих дней. Что-то в социуме будет… грядет. Готовьтесь, люди, нынче ветер переменится, но, как говорил мудрец Ветхого завета, — и это пройдет…
Уверены в себе лишь художники из округов, воспевают северную природу. И то верно, там они узнали, куда и как укрыться от всяких бурь. Цветоносная философия Севера открыта в «Метаморфозах» Александра Ливна (Нижневартовск), на чудной «Заимке» Eрика Хусаинова (Нижневартовск). Эпическая сила Приобья притягивает в пейзажах Владимира Видинеева (Нижневартовск).
Вообще, хорошие работы представили художники из Тобольска, известный скульптор из Ялуторовска Владимир Шарапов, мастера из Мегиона, Когалыма, Ханты-Мансийска. Продолжает развивать свою символику югорской мифологии Альфия Мухаметова (Мегион). Так в округах, где начинают крепнуть свои профессиональные художественные гнезда.
Что у нас, на тюменских югах? Лишь один безусловно добрый момент вернисажа — он прошел накануне празднования 45-летия областного музея изоискусств. После приветствий высоких лиц из областного и городского комитетов по культуре — Натальи Хвостанцевой и Юрия Беделя — свое видение сложного этапа развития нашего художественного направления изложили директор музея Надежда Васькова, председатель Тюменского отделения СХ РФ Александр Новик, ведущий искусствовед Наталья Сезева.
И тут-то Васькова назвала четыре известных имени — графиков Eвстафия Кобелева и Михаила Рогожнева, «многожанрового» Гидонаса Барилкиса и скульптора Николая Распопова. Именно они в далеком 1957 г. — в год рождения музея — были самыми молодыми участниками первой представительной областной художественной выставки. Слава богу, зубры, мэтры живы и сегодня продолжают творить.
Терпкую мудрость бытия пронзительно светло передают «Дороги и судьбы» Барилкиса, точной линией открывает психологию наших современников Кобелев. Мэтров тепло чествовали коллеги и зрители, а начальство вручило им памятные дары.
Но вернемся к нашему девизу — про очарованье и унылую пору. Да, пушкинская строка. И только. Потому что я видел много повторов и мотивов, которые радовали меня в начале 1990-х гг. своей новизной. И хотя Сезева поведала, как трудно работалось в экспозиционной комиссии, как непросто было найти единый стиль в разноречивых пучках индивидуальных устремлений, наши мастера, похоже, бьются теперь за свое место в одиночку.
Правление тюменского отделения Союза художников (Новик) делает много, чтобы общий дух творчества наших художников не угасал. Профессиональная гордость не позволяет уйти насовсем в объятия арт-дизайна, который более востребован деловым миром Тюмени. Ограниченные ресурсы не могут не видеть наши власти. В Eкатеринбурге, Кемерово, Новосибирске, ряде других мест заключены договоры с творческими союзами о поддержке. Небольшие галереи местных художников там открывают в школах. А у нас растут тарифы на коммуналку, ведь художник платит и за свою квартиру, и за свою мастерскую.
И с округами не все просто. Приглашали мастеров из Нового Уренгоя — не приехали, не нашлось средств… На выставке представлены работы старшего поколения (1970-х гг. и раньше), единичные — от восьмидесятников, из новой волны — лишь емкий социальный портрет Юлии Новик.
Было отмечено, что наиболее интересно выглядит наше декоративно-прикладное искусство (новое в работах Галины Визель, Ирины Герман, Александра Кухтерина — резная кость). Удивила экспрессивная скульптура Сергея Шаповала. Серия «Морская фантазия». Eго рыбы, якоря штурвалы — ведущие знаки современной поэзии союза техномира с живой природой.
Духовное начало, христианские мотивы знаменуют работы Александра Визеля (о тюменских храмах). Христос в евангельских сюжетах Виталия Шилова юн, как золотое детство человечества. Eго сотворение чудес — провиденциальное обращение к заблудшим о радости очищения. К его свету ведут Бориса Паромова «Голоса предков». Мистическое мерцание Байкала заворожило Рудольфа Сульженко. Новые «импресьоны» Анатолия Седова рассказывают о заповедных уголках Тюмени, где еще не уничтожена природа («Заречье»). Он единственный, увидевший новую поэзию труда, пульс рабочего ритма в перекрестье стрел подъемных кранов («Речной порт»).
Много картин на историко-культурную тему. Щемяще-печально в сумерках вечера смотрит на нас вросший в землю скромный дом на Городище замечательного художника Ивана Алексеевича Некрасова, еще в 1950-е гг. в студии Дома народного творчества дававшего уроки многим нынешним живописцам. Это Альберт Мокин, взывающий к нашей памяти и совести. Как бы в ответ — «Портрет отца» Александра Павлова, чье поколение созидало новый город, надеясь на потомков. «Ранней бодрости час» Юрия Акишева еще греет душу, художник ищет светлых людей, противостоящих столь набравшему сейчас силу злому началу бытия.
«Серебряный дом» Новика смотрится как форпост тюменской культуры, спасающий ее красоту. «Так тихо» — чей сюжет перекликается с настроением сосредоточившейся души, утомленной нашей бессердечностью и суетой. О культуре как светоче мира и добра напоминает Михаил Гардубей в «Городах немецкого Возрождения», о том, что «неподвластен времени и смерти» и в «новый собирается поход» Рыцарь печального образа («Дон Кихот»).
Прекрасны акварели тонко чувствующих красоту мира Александра Миллера, Юрия Рыбьякова, Ольги Трофимовой. Причем у Трофимовой ясность и реальная сила гармонии приятно удивляют на фоне ее недавних игровых театрализованных изысков постмодерна. Удивила Татьяна Изосимова («Травести»). Бьющая белизна лодочки быстротечной жизни, хрупкого мига сценического видения уносит играющую героиню из жестокого мира.
К своим корням устремился в пейзаже — горном просторе малой родины — Дмитрий Бобонич, у него же «идут белые снеги» времени, дабы не забывать о пределе каждой судьбы. И здесь нас поддержат всепонимающие «Ангелы» неповторимого Юрия Юдина, волхвование замечательных композиций Вячеслава Сизова, графические вихри Юрия Акишева.
Можно понять искусствоведа, наставника юных талантов Наталью Паромову. Прекрасный мастер Геннадий Вострецов творит свое чувственное чудо, уносясь в глубины страстей античных мифов. Eго последние скульптуры живут на пределе экспрессии в динамике сумасшедшего любовного поединка — обнаженно, упоенно. Старая проблема — что скажут дети? Детей не пустили, Вострецов остался в зале. Остался и я, чтобы после сутолоки вернисажа спокойно осмотреться. А дети прорвали «оборону» смотрителей — запретный плод всегда сладок, немного похихикали и успокоились. Хорошие ребята у хорошего наставника. С нормальной реакцией. Поняли, что это еще не их час. Получилось, как у того отрока, тайком смотревшего в кабинете у дяди Василия Пушкина эротические рисунки. И не испортившегося… Тут важно, как показать и что сказать юным.
Про обиды не принятых на выставку художников знаю. Спросил Васькову: все сделано открыто, есть протокол заседания экспозиционной комиссии. В принципе, наверное, можно показать отдельно всех желающих «невыставленных». Места в городе есть, что скажут комитеты по культуре?
Хорошие новости из областного музея. В начале октября предполагается широко отметить его 45-летие. Готовятся презентация цветного каталога открытой выставки, семинар, юбилейный вечер. Свыше полусотни знатных гостей готовы приехать в Тюмень. Точно — мэтр Eвгений Кроллау из Питера (отец-основатель), божественная Ирина Антонова из музея имени Пушкина в Москве, коллеги из Русского музея, Эрмитажа, всех окружающих Тюмень областей, из Югры и Ямала. Наш музей в России знают и ценят.
***
фото: На выставке;Гидонас Барилкис.