Одинокий медведь на общем флаге
Кто-то подумает: между «Eдинством», «Отечеством» и возникшей на их основе «Eдиной Россией» нет особой разницы. Как те, так и это политобъединение — пропрезидентские. Разница, однако, есть.
Это видно на примере Тюменской области. Прежде здесь правили бал «медведи» во главе со спикером областного парламента Сергеем Корепановым («овээровцы» были менее активны, даже — почти незаметны). Под предводительством Корепанова тюменское «Eдинство» билось за перераспределение в пользу тюменского региона налога за пользование недрами — не боялось перечить центральным органам партии. В декабре прошлого года председатель исполкома регионального отделения «Eдинства» Иван Квитка победил на выборах в областную Думу в округе N 21. Во многом потому, что люди увидели в нем перспективного молодого партийца (который, кстати, на заседаниях регионального политсовета не раз устраивал разносы руководителям местных отделений, «ковал» партийную дисциплину). Так тюменское «Eдинство» приобрело некоторый вес и самостоятельность.
Однако по велению свыше произошла метаморфоза, и от «Eдинства» осталось лишь изображение медведя на партийном знамени единороссов… Руководить тюменским региональным отделением «Eдиной России» стал Андрей Артюхов, представитель областной Думы в Совете Федерации. Сергей Корепанов занял почетную, но отнюдь не ключевую должность члена регионального политсовета. Квитка теперь заместитель Артюхова, а пост председателя исполкома достался Сергею Усольцеву, бывшему лидеру тюменского «Отечества». Былой партийный дух, жесткая дисциплина как будто позабыты.
На заседании политсовета регионального отделения «Eдиной России» в понедельник — никаких разборов полетов провинившихся партийцев. Никакого блеска в глазах. «Eдиная Россия» сейчас напоминает не партию с четкой иерархической вертикалью, а массовое общественное движение, в котором каждый участник сам себе голова.
Наверное, потому, что пока не выработана внятная партийная идеология. За душой у единороссов лишь светлый образ Владимира Владимировича. С другой стороны, из-за перераспределения кресел между «медведями» и «овээровцами» возникла неразбериха. Несмотря на это, «Eдиная Россия» смело идет в народ. Она, например, пытается возродить партконтроль. (Одна из тем, прозвучавших на недавнем съезде единороссов в Москве, — «Контроль за выполнением обязательств государства перед работниками бюджетной сферы»). На заседании регионального политсовета тоже вспомнили о бюджетниках. И о патриотическом воспитании подрастающего поколения, и о развитии системы образования. Тактика вполне понятная — вопросы животрепещущие. Участвуя в их решении, можно завоевать авторитет в массах. Но станет ли партконтроль грозным оружием в борьбе с произволом чиновников? Административный ресурс «Eдиной России» велик, но КПСС обладала гораздо большим ресурсом.
Пока «Eдиной России» хорошо удаются чисто формальные задачи. Так, в Тюменской области ударными темпами созданы 26 местных отделений (последним -бердюжское). В понедельник их руководителям вручили партийные знамена. Количество членов в региональном отделении до конца года планируется увеличить с шестисот до трех-четырех тысяч. Задача вполне выполнимая. «Eдиная Россия» наверняка пройдет в Госдуму на парламентских выборах 2003 года. Однако будет ли она долго любима народом — большой вопрос.
***
фото: Андрей Артюхов и Сергей Усольцев