Новый вариант «зеленых гусей»
Из «гусей» — о неумолимое время! — не было только Александра Чемакина. Что они делали в 50 м от Дома художника в 16.40 тюменского времени 28 января с.г. — наш хитроумный мэтр сибирского арт-наива Чемакин и сам себе передвижной театр русских марионеток, баловень судьбы и непобедимый насмешник Владимир Коростелев — на перекрестке Республики и Холодильной? Да разговаривали, небось поминали былые дни и художественные битвы, где вместе рубились они. Но почему-то на рядом шумевший вернисаж не зашли…
Идея собрать вместе «гусей» — молодых возмутителей спокойствия в тюменской художественной жизни 1980-х гг. -принадлежит заведующей выставочным залом тюменского отделения Союза художников РФ, одному из самых интересных тюменских искусствоведов Татьяне Борко. 15 лет назад свеженькие выпускники училища искусств при поддержке» своих наставников — Геннадия Вершинина, Михаила Гардубея, Александра Новика — стали устраивать «домашние» показы своих работ в стиле нового сибирского культурного авангарда.
Eсли быть точным, широкой публике «гуси» представились в мае 1990 г. То были Андрей Eрдяков, Александр Кухтерин, Сергей Перепелкин, Алексей Прудников, Александр Чемакин с припозднившимися поневоле Ольгой Трофимовой, Николаем Пискулиным, Олегом Федоровым.
Гусь был, я видел этот талисман, этот знак молодой свободы и первых творческих дерзостей на выставке 1997 г. Но кто его «породил» — ироничные и вставшие на ноги «гуси» не сказали. Чаще всего называли Чемакина и Прудникова. А, вам непонятна суть названия? По легенде после первых домашних выставок некая дама из училища искусств, прочитав студентам лекцию о вреде и безобразии абстракционизма и прочих загнивающих тогда буржуазных «измов» и увидев картины, в сердцах бросила: «Хороши гуси!». Однако уже шли перемены, и никого не исключили за нехорошее «гусятство».
На вернисаже выставки «Вариант» в минувший понедельник свои работы в ретроспективе показали Андрей Eрдяков, Сергей Перепелкин, Вячеслав Сизов, Олег Федоров, Александр Кухтерин.
Символична упрямым горбом рвущая старую косность пространства «Дорога» Олега Федорова (1987). Как бы начало пути и тот же Федоров «Розовым небом Милле» (2000), выполненным в манере детского рисунка, замыкают громадный культурологический пласт «Времени» (2000), освоенный за годы возмужания «гусей» и отраженный в философской серии Eрдякова.
Доктор филологии, профессор ТГУ Наталья Дворцова поделилась впечатлениями: «Эта ердяковская серия и многие работы — настоящая инновация, передний край современного искусства. Гипертекст, поскольку в один сюжет, в одну картину Eрдяков с друзьями вместил целые пласты художественных видений классиков и многих гениев XX века. Ризоматичное явление нового лица современной культуры (творческое содружество разных стилей в одном произведении, порождающее авторскую оригинальность — В.Р.)».
Ольга Трофимова: «Тут все молодое. Мое и наше. Родное. Посмотрела и скажу — в главном мы не изменили нашему взрыву, нашему «гусю» памятных 80-х».
Все работы необычны, талантливы — как бьющий цветоносными сигналами обманчиво-космический «Спящий павлиний глаз» Сизова (2001). Как его же виртуальная композиция «Woman and Design» (подписано на английском). Как депо метафор, решетка из цветных знаков, микро-пластов нашего сознания в «Синем лесе» и «Городе» Федорова. Как дивные театральные игры моего любимого Сергея Перепелкина — то в водолаза с сумасшедшинкой, то в Жюль Верна…
И, конечно, кудесник маргинального (межевого) перехода в таинственный иномир Кухтерин. Eго суперскульптурная керамика с такой необычной отделкой и тщанием, что глаз не оторвать.
Большая удача «Варианта» -инсталляция («играющая» композиция выставки), устроенная Борко. Доброе лукавство и блеск философических парадоксов, когда искусством преодолевается несовершенство нашего мира.
На открытии председатель Новик огласил постановление о присвоении в начале января с.г. почетного звания «Заслуженный художник РФ» известному тюменскому скульптору Николаю Васильевичу Распопову. Состоялось чествование мэтра. Также стало известно, что группа наших молодых художников (Юлия Новик, Анна Суслова) пробилась в финал всероссийской выставки в Москве, что само по себе уже большой успех. Символичная перекличка «гусей» из 1980-х и их наследников из нового века.
***
фото: Композиция из «Рыболовной серии» Андрея Ердякова;Керамика Александра Кухтерина