Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У города есть союзники

От автора. 11 января Сергей Корепанов избран председателем Тюменской областной Думы. Во второй раз. Стало быть, дело это для него знакомое, и мы не стали тратить время на обсуждение этого приятного факта, а сразу перешли к сути разговора. Eго тема, как мне кажется, должна интересовать и читателей городской газеты. Это взгляд на проблемы Тюмени.

— Направляясь сюда, я спросил руководителей представительной и исполнительной властей Тюмени: «О чем бы вы на моем месте говорили с Корепановым?». Не сговариваясь, сказали: их беспокоит бесправность городской власти. Власти избранной. Власти, которой население поручило решать проблемы полумиллионного города.

— Как и в целом муниципальных образований, наверное…

— Это вы сказали…

— Доля истины в этом есть. Муниципальные образования стали бесправны. Их бюджеты обрезаются. У них мало остается средств на решение насущных проблем. Государственные функции, которые передаются им, не финансируются. И это относится не только к маленьким муниципальным образованиям, но и к областному центру. Eсли не львиная, то значительная доля расходов бюджета областного центра идет на обслуживание нужд области в целом. Я буквально вчера был в новой больнице в Патрушево. Мощный медицинский центр обслуживает не только жителей города Тюмени, но и приезжающих с Севера. Но -проблемы финансирования. Задаемся вопросом — финансирование должно производиться за счет бюджета не только юга Тюменской области, но и автономных округов. У меня мысль: внести этот вопрос на заседание совета трех губернаторов, провести день депутата по Тюмени и, в частности, выяснить, чем можно помочь этой больнице. Внесением поправок в бюджет? Перечислением средств из фонда депутатских наказов? Тем более что там есть задачи, которые не требуют больших денег, -семь-восемь миллионов для пуска гостиницы, чтобы могли размещаться, например, родители, которые привезли в больницу своих детей… Или — муниципальный вопрос — что мешает продлить маршрут автобуса прямо до больницы? У больницы на это денег нет, у города нет… Поэтому вы верно говорите, что у муниципальных образований, действительно, недостаточно стало прав, и я думаю, что их поторопились вычеркнуть из списка органов власти.

У нас и в целом по стране не утрясены вопросы с формированием бюджетов муниципальных образований. К сожалению, нет объективных и научно обоснованных социальных норм: сколько коек в больницах, сколько мест в институтах, сколько должно производиться пищевой продукции… А коль нет отправной точки, то и последующие действия, в том числе и областной Думы, носят субъективный, а не объективный характер.

— Мне кажется, что не хватает и доверия к местной власти. Дают деньги и указывают, как их следует потратить. Получается, что тот, кто дает деньги, он и лучше видит?

— Органы власти не должны «передвигать ноги» представителям муниципальных образований. Должно быть четко обосновано формирование бюджета муниципального образования на федеральном уровне. А там я бы даже разрешил в рамках бюджета на их усмотрение производить перераспределение средств. Лишь бы не было общего перерасхода. Им виднее, какие нужды сегодня решать.

— Как известно, властью делятся нехотя.

— И это ярко видно на формировании бюджета. Коль у нас федеративное государство, должны и принципы бюджетного федерализма четко просматриваться. По кодексу собираемые средства делятся с федеральным бюджетом пополам. В настоящее время забирают в Федерацию около 63%. Говорят: после того как мы дадим вам субвенции, ситуация изменится… Какой резон собирать деньги, оставьте их сразу на местах! Но у федеральных органов власти всегда может найтись причина эти деньги не дать: то подводная лодка утонет;-то землетрясение, то паводок… Каждый день в стране ЧП, Шойгу летит туда с командой, летят миллионы и миллиарды. И не случайно не финансируются федеральные программы — помощь инвалидам, чернобыльцам… Я уже не говорю о федеральных структурах — их до пятидесяти, -которые находятся в каждом субъекте Федерации. И они практически находятся на обеспечении субъекта Федерации. В лучшем случае, федеральные органы платят им зарплату.

— Вернемся к проблемам местной власти. На этой неделе была встреча руководства города с областными депутатами.

— Я считаю, что эта встреча была не только полезной, но и своевременной. В прошлые разы это упускалось, и было даже некоторое непонимание между депутатами и властью города. Правда, и на этой встрече некоторые депутаты винили во всех грехах руководство города — тут не решают, там не решают. Увидели проблемы и считают, что их можно решить без денег. Мы познакомились, вникли в проблемы, услышали предложения, которые попытаемся оформить -что-то законом, что-то поправками в бюджет, что-то финансировать из фонда депутатских наказов. Я считаю, что этой же цели послужит и день депутата, который намечен на 13 февраля. Ведь иные депутаты видят областной центр только по пути из аэропорта в Думу и из Думы в аэропорт. Надо показать и слабые места. К сожалению, в городе в полном развале находятся инженерные сети, коммунальное хозяйство, лифты. Пусть об этом депутаты знают. Посмотрим, чем может областной бюджет помочь больнице, о которой я уже говорил. Потом депутаты заслушают концепцию развития Тюмени. Это позволит с первых же заседаний принять ряд законодательных актов, которые будут способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию города как областного центра. И при внесении поправок в бюджет в этот раз у города Тюмени будет гораздо больше союзников.

— Может быть, имеет смысл вернуться к городской фракции в областной Думе? Была же когда-то депутатская группа «Тюмень» в областном совете. Тюмень — единственный «мегаполис» в территории, и его проблемы, естественно, возрастают в геометрической прогрессии.

— Меня в вашем вопросе смущает одно: не подтолкнет ли это депутатов от Ямала, от Ханты-Мансийского округа, от сельскохозяйственной зоны создать свои фракции? И то, чего мы добивались в течение двух или трех лет, — слаженная работа депутатов, -может потеряться. Более того, хотя есть закон о партиях, не надо нам торопиться и создавать партийные фракции, хотя сегодня 15 депутатов — члены партии «Eдинство».

— О партиях… Вы не раз говорили о том, что к выборам в областную Думу по партийным спискам избиратель не созрел. Интересно получается: к выборам в Госдуму еще в 1993 году созрел, а в областную — нет?

— По-моему, я такого не говорил. А с другой стороны, порой и там ориентируются не на программу, а на первую тройку. Но вопрос не в том — дата выборов была назначена, и соглашение между округами заключено о принципах формирования общего законодательного органа, и вся нормативно-правовая база была принята раньше, чем появился закон о партиях. Я советовался с председателем Центризбиркома Вешняковым, он сказал, раз у вас процесс начался, все должно идти по прежним правилам игры. Закон обратной силы не имеет. Мне как председателю политсовета партии «Eдинство» было бы выгодно иметь партийную фракцию, которая располагает большинством, тем не менее я считаю нецелесообразным это делать. Здесь мы должны отстаивать не столько интересы партий и движений, сколько интересы своих избирателей.

— Я хотел бы предположить, что проблема такого решения может быть еще и в том, что партии в регионах не успели сами структурироваться. То есть не избиратели не готовы, а партии.

— Здесь я на сто процентов согласен. Партии с фиксированным членством можно по пальцам пересчитать. У других вроде и лидеры есть, а чтобы было фиксированное членство, прием в партию, программные документы — даже я не знаю, не говоря уже об избирателях и населении. Будут региональные отделения, сеть партийных организаций, вот тогда можно проводить выборы по партийным спискам. А сейчас человек сегодня в одной партии, завтра в другой, послезавтра в третьей — в основном мечется ближе к правящей партии. Мое вступление в «Eдинство» тоже было далеко не простым. Я сначала не хотел вступать ни в какую партию. Потом подал заявление, а когда Рокецкого выдвинули кандидатом в губернаторы, я, поскольку тоже выдвигался и был против выдвижения Рокецкого, не поддержал эту линию, и меня должны были исключить. Но поскольку не успели принять, я позвонил и сказал, что отзываю свое заявление, потому что моя точка зрения расходится с мнением политсовета. И еще сказал, что приду в партию, когда мы победим на выборах. Так и получилось.

— Вопрос, который интересует многих, — кто будет представлять областную Думу в Совете Федерации?

— Я не готов ответить на этот вопрос. Была мысль: найти человека и рекомендовать его на пост заместителя председателя Совета Федерации. Было бы весьма полезно для территории. На момент проведения первого заседания Думы, которое специально перенесли на 11 января, мы оказались не готовы. Сейчас идут консультации, а Совет Федерации тем временем обсуждает регламент. Жаль, если мы придем к шапочному разбору. У нас есть заявки, есть люди, которые дали знать, что готовы… Большего сказать не могу…

— Нередко в прессе обсуждается тема депутатского фонда. Четыре миллиона рублей из областного бюджета имеет право истратить в своем округе каждый депутат. Всего сто миллионов, из которых 56 расходуются за пределами территории, на которую ориентирован областной бюджет. Грубо говоря, они изымаются у юга.

— Но это же деньги из округов, в конечном счете. Поэтому такое использование резонно. Причем нередко и они используются на юге. Правда, в таких случаях счетная палата делает нам замечание — тратим не так, как назначено. В целом же они идут не на подкуп избирателей, как может кто-то подумать, а на исполнение наказов.

— Всегда любопытно заглянуть вперед: «что там, за зыбкой занавеской тьмы?». Например, в январе 2007 года, когда истечет срок ваших полномочий, что вы надеетесь увидеть?

— Строить прогнозы — дело неблагодарное. Eсли угадал — все забудут. Eсли промазал — обязательно вспомнят… Хорошо, если уйдет навсегда обвинение в сепаратизме, если сохранится и утвердится статус субъектов Федерации. Хотя есть и опасение… Вот говорят, что у нас много субъектов Федерации, надо бы сократить. И предлагают начать с автономных округов, которые последними получили самостоятельность. Возможно, некоторые округа будут только рады. А Ямал, а Ханты-Мансийский округ, а Чукотка, которые сильны и экономически самостоятельны? Нет, пусть экспериментируют на других субъектах, на «маленьких».

— И последний вопрос. С легкой руки бывшего депутата Госдумы от Ямала Виктора Черномырдина публичные политики, как бы это помягче сказать, перестали контролировать свою речь. Вот и вы на первом заседании областной Думы-3 процитировали Виктора Степановича: «…если у кого руки чешутся, пусть чешут в другом месте». Свидетельствую: не всем женщинам, которые находились в зале заседаний, это показалось пристойным. Считаете ли вы такое естественным в вашей практике как публичного политика?

— Хм… Нет, я считаю, что публичный политик должен следить за своим языком и пошлостей не допускать. И не считаю возможным повторять то, что нередко говорят Виктор Степанович, Жириновский, Шандыбин. Людям свойственно ошибаться. Будем считать, что это моя ошибка. Одно дело, когда нечто говорит Черномырдин, а другое — Корепанов. Это ошибка.

…Тут раздался телефонный звонок, и я услышал, как Сергей Корепанов говорит о распределении обязанностей между председателем Думы и его двумя заместителями. Выяснилось, что председатель решил «взять на себя средства массовой информации». В прошлом созыве эта функция считалась прерогативой первого зама -Игоря Марова. Так возник и «самый последний вопрос».

— Действительно, участок работы, которым занимался Игорь Петрович, я решил взять на себя. У нас ушел Туринцев. Пресс-центр ослаблен. Eсть масса проблем. Но это не значит, что я буду вмешиваться в творческую деятельность журналистов.

***
фото: Сергей Корепанов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта