Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Беспокойное хозяйство Галины Домниковой

Актерский курс выпуска далекого уже 1974 г. в Тюменском училище искусств практически весь разлетелся по «чужим» театрам. Почему всесильный тогда наставник, главный режиссер областной драмы Eвгений Плавинский «никого из нас не оставил для себя — загадка» (заслуженный артист РФ Сергей Кутьмин).

Правда, есть одна особенность — веселый выпуск случился. Много крепких сейчас профессионалов, не просто обожающих, но и способных раскрыться на сцене в комических красках, сатирических образах, отмеченных острохарактерным рисунком.

В их ряду и Галина Васильевна Домникова, 21 января перевернувшая золотую страницу в личной книге судьбы. Коренная тюменка, по распределению попала в неплохой городской театр в шахтерском спутнике Иркутска — Черемхово. Вписалась быстро — заводной характер, веселая энергия жизни била, да и сейчас бьет ключом и на сцене, и за кулисами. В Черемхово (1974-1977) получила первую награду — премию иркутского комсомола за роль в гоголевской «Женитьбе».

По разным причинам странствуют актеры. Домникову увлекли мастера из минусинского театра (первый заход, 1977-1980). Дивные места, театральный город, аншлаги. Горевшие творчеством режиссер и труппа. Там смело экспериментировали, уже тогда ставили мюзиклы, игрово-драматические шоу. Там она блистала в «Простом секрете» по лесковскому «Левше» — еле успевала менять костюмы: старой фрейлины на (!) английскую королеву, потом — веселую красотку Мери.

По итогам сезона — премия за лучшую женскую роль. Особенно дорогая, поскольку ее присуждают сами актеры. Вскоре после начальных 75.руб- Домникова стала получать аж… 95 (нынешние 950). Подрабатывать было негде да и некогда. В одном везло в быту — всегда получала благоустроенную квартиру.

Второй «тур» в Минусинске у Домниковой был долгим (1983-1990). В 80-м она вернулась домой: «Хотела прорубить окно в мир. Проверить, как смогу без театра. Работа в Доме народного творчества, моталась по северам. Нравилось, прошла хорошую школу реальной жизни, да и искусству интересней делать досуг нефтяников посодействовала». Но без театра? Все чаще тоскливая волна подкатывала к сердцу, всплывали в памяти синие-синие сопки минусинской котловины -древней колыбели сибирской цивилизации. «Летишь в Тюмень на тарахтелке АН-24, и вдруг — ты в автобусе в Минусинске. Я вся в развороте, смеюсь, рассказываю своим. Кто-то меня толкает в бок: а весь автобус — во-о-т такие глаза! — на меня… признавали. Или однажды краем уха услышала — «а Домникова сегодня играет?..».

Ах, как она играла! Какая пресса, какие приятные и доказательные оценки! Кутьмин: «А чего ты хотел? Наш курс, наша косточка. Своенравная и умная, самобытная и вулканная. Диапазон о-го-го. Да и сейчас, если роли были бы, ансамбля не испортила бы».

Лучшие сезоны в Минусинске (театр, кстати, и сегодня известен в России, лауреат национальной премии «Золотая маска») связаны с главным режиссером Валерием Пашниным (ныне — худрук нижнетагильского театра) и очередным режиссером Анатолием Глуховым. У них Домникова блистала в чеховских водевилях.

Там она переиграла лучшие пьесы мирового репертуара: Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Гоголь, Островский, Чехов. И не только в комедийно-характерном плане. Поскольку ленинские места (Шушенское рядом) в то время были в почете, далекий от конъюнктурных игр Пашнин выбрал неплохую шатровскую пьесу — «Синие кони на красной траве». Домникова утеплила, очеловечила роль Крупской. Потом справилась с героиней (без комизма) в знаменитой драме Михаила Рощина «Валентин и Валентина», даже в «Феномены» Григория Горина попала. Любит и сейчас сибирскую тему — вещи Астафьева, Распутина, Шукшина, романтические драмы красноярца Романа Солнцева.

1990-й. Тюменский театр. Почему вернулась? В Саянах судьба разбросала друзей, жестче и коварней стало время. «Театры вообще везде, по-моему, мельчают на глазах. Правда, грязь ко мне липнет плохо. Спасаюсь средь добрых и хороших людей. Eще с Минусинска не знаю и не вижу интриг и прочей гадости. В театре надо трепетать. Важно не терять свежесть восприятия. Когда Володя Орел отыграл премьеру «Одержимой любовью» — я там его сначала и не узнала! — я бросилась к нему… Как это было необычно, задиристо!».

В начале 1990-х у нас много ставил на правах очередного режиссера известный российский мастер Андрей Лапиков. Домникова — «его» актриса. На первом плане была в «Мурлин Мурло» по комедии Николая Коляды (диплом фестиваля), в знаменитых мольеровских «Мещанине во дворянстве» и «Тартюфе».

Потом Eвгений Плавинский, словно извиняясь за то, что не взял в 1979 году ученицу в свой театр, занял ее в хорошей роли в романтической комедии о любви Алехандро Кассоны «Дикарь».

Из-за многолюдности «Вишневого сада» мимо Домниковой не прошел москвич Александр Горбань. Более того, по наитию и вдохновению соединив в пару экстравагантную Шарлотту с Симеоновым-Пищиком (артист Рюрик Нагорничных), показал два одиночества, преодолевающих абсурд тотального отчуждения и в XX веке, и в начале века XXI. Уморительно-нелепа и трогательно-человечна линия судьбы, красиво связанная Галиной Васильевной и Рюриком Иосифовичем. А как счастливо-печальны и красивы их глаза, как молоды они на сцене!

В долгой беседе с Домниковой я начал расхваливать ее роль Макеевны в комедии Виктора Гуркина «Кадриль» в постановке Лапикова. Актриса сбила мне пафосную планку. Однако что есть, то есть: нынешние сложные рыночные сети, запутавшаяся в них бойкая особа из предместья. Выживать так выживать, добиваясь своей выгоды ловким образом. Современный узнаваемый тип.

Голос Домниковой:

— Хорошо, что не спрашиваете про любимую роль. Ненавижу за то спросунов.

— Почему?

— Да ведь это душевно-интимное. Как любовь.

— Куда движется современный театр?

— Театр сейчас если и жив, то благодаря литературе, инсценировкам, обращению к классике. Режиссура боится самое себя. Все стремятся в очередники — нет ответственности за труппу. Лишь за себя и для себя любимого.

Люблю психологический театр. Чехова, почему не ставят Эдварда Олби, Теннеси Уильямса?

Человек — если он человек -всегда будет преодолевать свое одиночество, сегодня — влияние гоняющихся за выгодными сделками смутных людей. В России всегда будут ждать от театра ответов на вечные вопросы — «Кто виноват?», «А судьи кто?», «Что делать?»…

…Мое личное открытие — образованность Домниковой в культуре, просвещенный интерес к текущему художественному процессу. Она имеет право считать, что знает как и что делать. Только время такое, что добиваться быть востребованным пока очень непросто. Но мы с ней. надеемся…

P.S. Принес зарисовку в редакцию — неожиданно позвонили из 6-й школы: «Будете писать про Домникову? Не забудьте — в 1996 она у нас прекрасно поставила водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца». Ребят расшевелила. Разошлись, романсы пели со сцены, музицировали. Настоящий театр!».

Позвонил председатель тюменского отделения СТД РФ, заслуженный артист Владимир Орел: «Мы уже доросли в СТД до собственных постановок. И в Тюмени, и в районах хорошо принимают нашу комедию «Укатали Сивку горки» по рассказам Василия Шукшина в постановке Сергея Кузина. Душою дела стала Домникова».

***
фото: Засл. арт. Казахской ССР и РФ Сергей Кутьмин и арт. Галина Домникова в комедии Виктора Гуркина «Кадриль». Постановка Андрея Лапикова, лето 1999 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта