Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Мосты и путепроводы

Начало в NN 166, 1, 3

Пешеходный вантовый мост

После разборки деревянного моста связь центра города и Заречья ухудшилась. В июне 1985 г. строители приступили к сооружению вантового подвесного моста через Туру недалеко от того места, где был деревянный мост. Подвесной мост сделали вровень с самым высоким, правым берегом реки, а чтобы не делать высокой насыпи на левом берегу, его построили наклонным. На левом берегу возвели опору для подвески моста высотой 64 м. Длина моста 247,6 м, ширина 6 м. Безопорный пролет сделан из стальных балок. Грузоподъемность его 20 тонн, однако мост не проезжий, по нему иногда проезжают только снегоочистительные машины. Открыли мост для пешеходов 26 июля 1987 г.

Таких мостов в России было три: в Тюмени, Красноярске -через Eнисей — и под Москвой -через р.Москву. В 1988 г. мост через р.Москву разрушился, после чего в 1989 г. проектировщики обследовали тюменский мост и укрепили правую береговую опору.

Кроме него до 1975 г. в Тюмени был крошечный подвесной мостик через Вишневый овраг в конце ул. Чернышевского, где теперь земляной мост. По мостику можно было пройти в военно-инженерное училище. Eще один подвесной мост построили через северный залив озера Цимлянское в начале 80-х гг. XX в., когда чистили озеро и укрепляли плотину. Теперь от моста остались только стальные пилоны.

Самый широкий мост через Туру

В 1979 г. началось строительство жилых домов «на песках» в Заречье, шла застройка ул. Ватутина. Двух мостов через Туру уже было мало, и по ходатайству местных властей в 1981 г. Москва дала «добро» на строительство еще одного. Он должен был стать самым широким из тюменских мостов — 30 метров. Предполагалось и строительство трамвайной линии из правобережной части Тюмени в левобережную.

Весь мостовой переход должен был состоять из трех частей: путепровод через ул. Госпаровскую с правого берега Туры, длиной 59,8 метра, сам мост через Туру, длиной 369,6 метра, и мост через край озера Алебашево под Парфеново, длиной 77,8 метра.

Мостовой переход через озеро Алебашево начали строить в январе 1983 г. К 1985 г. закончили. В октябре 1988 г. соединили пролетами берега Туры, в феврале 1989 г. на мосту начали укладывать дорожный настил, а потом стройка застопорилась. В ноябре 1990 г. областная газета «Тюменская правда» писала, что в проекте моста обнаружены ошибки: «провисание центрального пролета на 46 сантиметров, перегружен верхний пояс на 22 процента, допущены ошибки при расчетах опорных частей…».

Проектировали мост в Москве: «Гипрокоммундор» проектировал опоры, институт ЦНИИ «Проектстальконструкция» — пролетное строение. Экспертизу проводил Госстрой.

Все эти ошибки строителям пришлось устранять на месте, и 16 октября 1991 г. они сдали в эксплуатацию половину полотна моста (южную часть), по нему пошел транспорт в Заречье.

Только в июле 1998 г. возобновились строительные работы, а 20 октября 1999 г. пошел транспорт и по второй половине моста. В общей сложности строили его 16 лет!

Однако мост оказался несколько крутоват, и в зимний гололед легковые автомобили не всегда могут преодолеть его, возникают «пробки». При прокладке подходов с правого берега от ул. Профсоюзной вырубили значительную часть известного в городе природно-исторического памятника — Загородного сада, посаженного еще в середине XIX в.

Воронинский мост

В 1979 г. начали строить кольцевую (объездную) дорогу вокруг Тюмени, чтобы транзитный транспорт пустить в объезд города. В проекте было запланировано строительство моста через Туру вблизи деревни Воронине На этот раз отказались от услуг московских спецов, и проект сделали инженеры известного в Тюмени «Главтрубопроводстроя» и на его средства. 28 июня 1990 г. мост длиной 283 метра, шириной 11,5 метра, в том числе проезжей части — 10 метров, грузоподъемностью 80 тонн был сдан.

Однако и здесь не обошлось без накладок. На мосту вместо легкого асфальтового покрытия уложили железобетонные плиты, которые тяжелее допустимого. Конструкция перегружена и вся дрожит, когда по ней проезжают грузовые автомобили.

В начале 2001 г. мост закрыли на ремонт. Заменили около трех десятков болтовых соединений, провели сварные работы… Мне рассказывали, что воронинский мост строили под видом совершенно другого объекта, как это было весьма распространено при социализме. Например, на строительство дома культуры Москва денег не давала, а на теплый склад или гараж — пожалуйста. Строят дом культуры, а по отчетам и на балансе он числится как склад. Так и с воронинским мостом. По отчетам Запсибгазпрома, на балансе которого он числится, его нет.

Мост по ул. Щербакова

Улица Щербакова проложена по построенной в 1911 г. Парфеновской дамбе. На ней было три деревянных балочных моста. В 1965 г. улицу, тогда еще Мостовую, реконструировали и через протоку под левым коренным берегом Туры у Д.Парфеновой построили железобетонный автомобильный мост длиной 185,5 метра, по которому в сутки пробегает до 18 тысяч автомобилей. Мост требует реконструкции.

В те годы еще не планировались намывка песка и строительство Заречных микрорайонов, поэтому широкий мост мог пропустить через пойму в весеннее половодье столько же воды, сколько и основное русло Туры. Таким путем устранялся весенний подъем воды возле ул. Щербакова, которая перегораживала пойму как дамба. Однако строительство подъездов к совмещенному мосту в 1967 г., а потом к мосту в створе ул. Профсоюзной в 1983-1987 гг. нарушило движение паводковых вод по пойме Туры. Строительство Заречных микрорайонов сделало пойму незатопляемой, что вызывает ежегодное весеннее беспокойство властей и жителей Заречья: зальет эту территорию или беда пройдет мимо?

Самый-самый мост

27 марта 2001 г. в Тюмени закончили строительство последнего моста, который соединил второй Заречный микрорайон и Парфеново, протянувшись над озером Парфеновским. Прежде там находился деревянный шаткий мостик, его ежегодно заливало половодьем.

Построенный за две недели, он обошелся городу всего в 200 тысяч рублей. Этот мост самый дешевый, самый опоростойкий и самый узкий — ширина всего один метр, длина 105 метров. Понятно, что мост пешеходный, да еще на велосипеде по нему можно проехать. Мост металлический, сварной, только настил деревянный. Сооружен при активном содействии депутата городской Думы В.В. Михайлова, генерального директора фирмы «Дина».

Продолжение следует

***
фото: Вантовый мост

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта