Спасательный круг реформы ЖКХ
Взаимоотношения эксплуатирующих предприятий и жителей можно проследить по тону, с которым многие жильцы произносят слова «ЖЭУ» и «ЖЭК» — они стали ругательными.
Товарищества собственников жилья (ТСЖ) и кондоминиумы появились в нашей стране немного раньше, чем споры о жилищно-коммунальной реформе. Но когда эти нововведения пересеклись, в прессе стали говорить о том, что одно без другого не обойдется, реформа ЖКХ — это в первую очередь реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Более того, есть мнение, что реформа ЖКХ пройдет менее болезненно, если вместо ЖЭУ у нас будут кондоминиумы и ТСЖ: жители становятся хозяевами своего дома — они не только платят за оказанные услуги в полном объеме, но добиваются высокого качества обслуживания и предоставления всех необходимых услуг. На сей счет есть две противоположные точки зрения.
В Тюмени ТСЖ существуют почти 10 лет, с 1993 года. Eсли в конце 1994 года таких образований насчитывалось семь, то к концу 2001 года — 134 ТСЖ и других объединений собственников (совсем недавно появилось такое понятие, как товарищество владельцев квартир — ТВК). «Товарищи» растут стихийно, прямо пропорционально числу собственников жилья. И если в 1999 году в Тюмени существовала Сибирская ассоциация товариществ собственников жилья, которая защищала в мэрии интересы ТСЖ, проговаривала проблемы и даже проводила конкурсы среди ТСЖ и кондоминиумов, то теперь консультативную помощь им оказывает отдел социальной политики департамента координации систем жизнеобеспечения.
О ТСЖ и кондоминиумах специалисты отдела судят по практике жилищно-строительных кооперативов. Их дома 1965 и 1966 годов постройки оказались 1 сегодня в плачевном состоянии. А поскольку собственных средств нет (ремонтный или резервный фонд вовремя не был создан, не собрать огромной суммы и с жителей, поскольку большинство из них, как правило, пенсионеры), председатели кооперативов обращаются за помощью в городскую администрацию. В 2001 году несколько кооперативов получили помощь из городского бюджета. По мнению начальника отдела Ольги Блашиновой, придет время, когда и нынешние ТСЖ и кондоминиумы окажутся в той же ситуации, что и кооперативы.
К печальному исходу ТСЖ и кондоминиумы ведет бесконтрольность, говорит Ольга Юрьевна. Жители, которые должны образовать ревизионную комиссию и контролировать расходование средств, не знают своих прав. Городские власти, с одной стороны, не имеют права вмешиваться в деятельность этих объединений, с другой стороны — не горят желанием, своих хлопот хватает (хотя за равнодушие им в итоге приходится платить). Поэтому карты отдаются в руки управляющим и председателям. Все остальное зависит от образованности и порядочности конкретной личности.
С этим согласна и Лидия Гречухина, управляющая кондоминиумом «Уют». По ее мнению, реформа ЖКХ — это прежде всего формирование новой культуры мышления среди работников ЖЭУ и среди населения. Коммунальщики должны освободиться от старых привычек управления жильем и распоряжения средствами. А население — излечиться от пессимизма. Чаще всего жители не хотят знать своих прав и не признают обязанностей.
Многие председатели и управляющие, начальники ЖЭУ нуждаются в учебе, их активности и предприимчивости недостаточно. Здесь нужны юридические, бухгалтерские и технические знания. Как говорит Лидия Гречухина, областная администрация ведет переговоры со строительной академией, чтобы на базе вуза организовать обучение.
А пессимизма чиноэников Лидия Александровна не разделяет. Eсли не откладывать возникающие проблемы на потом и не обходиться «заплатами», жилой дом никогда не дойдет до ручки. Тогда и капитальный ремонт можно сделать без помощи городского бюджета. Правда, в кондоминиуме «Уют» еще семь лет назад решили собирать плату не за прожитый месяц, а за текущий, создали ремонтный фонд…
Выходит, что спасательный круг реформы ЖКХ — ТСЖ и кондоминиумы (если согласиться с этой гипотезой) — пока находится в море. Остается найти жителей («требовательного потребителя»), которые вытянут этот круг на берег.