«Левак» не хочет исправляться
Нелегальных таксистов, или «леваков», в Тюмени в три-четыре раза больше, чем водителей, имеющих лицензии на перевозку пассажиров легковым транспортом, не считая тех, кто «халтурит» без соответствующих документов от случая к случаю.
Преимущества «леваков» вполне понятны. Они могут зарабатывать чистыми по 150-250 рублей в день, не платя никаких налогов. Ясны преимущества и пассажиров: машину в Тюмени можно поймать практически в любое время суток и в любом месте, причем сравнительно недорого (за 40-60 рублей — в зависимости от длины маршрута). Тем не менее проблема увеличения лицензированных извозчиков (по данным областного отделения российской транспортной инспекции на февраль, в городе их 139) и уменьшения количества «леваков» — не только проблема налоговой инспекции и государства. Хотя бы потому, что она связана с безопасностью пассажиров.
Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров легковым автотранспортом, водителю, не имеющему специального образования, нужно пройти курсы на профпригодность объемом — 82 часа. (Например, на комбинате «Автомобилист» или в автошколе BOA стоимость — 2400 рублей). После получения лицензии, по словам государственного транспортного инспектора Анатолия Eргина, два раза в год автомобиль должен пройти техосмотр (в обычном случае — один). Относительно технического состояния машин «леваков» и «легалов» можно сделать однозначный вывод: автомобили последних, как правило, в лучшем состоянии, причем большинство из них -«волги». А «леваки» нередко ездят на стареньких «копейках» и «москвичах». Наконец, легальные извозчики имеют на кабинах вымпелы С «шашечками», которые порой нанесены и на двери автомобилей. (Машины ЗАО «Таксомоторный парк» можно отличить по окрашенным крышам). В этом случае пассажир знает, к кому садится. Eдинственный минус «легалов» — более высокая, чем у «леваков», стоимость проезда.
«Леваки» чувствуют себя в сравнительной безопасности. Привлечь их по статье 171 Уголовного кодекса (незаконное предпринимательство) крайне сложно: попробуй докажи, что «левак» неоднократно получал прибыль от перевозки пассажиров. Год-полтора назад ГИБДД и городские власти не без влияния акционерного общества «Таксомоторный парк», которое таяло на глазах из-за бурной деятельности «нелегалов», попробовали организовать на них охоту. Начали проводить рейды и использовать практику «подсадных уток». То есть в машину садился инспектор под видом пассажира, а при расчете ловил «левака» с поличным. Однако, как признает Eргин, этот метод оказался не вполне законным, и сейчас транспортная инспекция от него отказалась. А рейды-облавы стала проводить гораздо реже. Упор теперь делается на просветительскую деятельность. Впрочем, «кнут» для «леваков» все же имеется — штраф в пять «минималок». При повторной поимке дело может дойти и до суда.
Что же мешает «левакам» стать «праваками»? Причина первая — оформление документации. Данные Eргина: нужно получить лицензию на перевозку пассажиров (стоит 1300 рублей, выдается на пять лет). Пройти курсы профобучения и получить соответствующий документ. Приобрести в регистрационной палате свидетельство частного предпринимателя (стоит 100 рублей). Встать на учет в налоговой инспекции (бесплатно, зато потом платится единый налог на вмененный доход).
Надо сказать, что налоговое бремя не так уж велико. Так, по словам легального извозчика Анатолия, бывшего таксиста, он платит в месяц триста с лишним рублей налогов. Но тут сказывается, по-видимому, русский менталитет: зачем возиться с какими-то бумажками, если можно и без них? Причина вторая — нет стартового капитала. На курсы, лицензию, новую машину. Известно, что, колеся по городу в рваном темпе, проваливаясь в ямы и прыгая на кочках, старенькое авто долго не ходит. Нужен ремонт, который весьма дорог. А если станешь «легалом», то будут еще и набегать налоги. Поэтому многие «леваки» работают урывками, стараясь беречь машину, зарабатывая только на бензин и мелкие покупки. Причина третья так называемые «хлебные» места давно уже заняты избранными «леваками» или «легалами»: авто- и железнодорожный вокзалы, аэропорт, гостиницы. Как правило, «избранные» — бывшие таксисты, имеющие авторитет и связи. Попробуешь нарушить их распорядок — предупредят, не поймешь — могут и отдубасить. Приходится простому «леваку» ловить пассажиров где придется. Порой можно долго ездить по городу без толку, жечь бензин. Причина четвертая — большинство пассажиров готовы закрыть глаза на сервис, на безопасность, лишь бы доехать подешевле.
Таким образом, среднестатистический «левак» оказывается в замкнутом круге. На видавшей виды машине он не решается перейти в легальные перевозчики. «Хлебные» места для него закрыты, возня с бумагами — ненавистна. Eму остается одно -«халтурить». Ситуацию, впрочем, можно исправить. Так, в странах Восточной Eвропы в 80-х годах был принят ряд законов, в результате которых деятельность частных извозчиков была легализована и оказалась на подъеме. Не худо бы перенять этот законодательный опыт. На местном уровне можно хотя бы увеличить количество остановочных карманов для такси, вывесив специальные знаки. Наконец, более активно вести с водителями просветительскую работу: будущее все равно за легальным частным извозом.
***
фото: