Кто любит, тот любим
Только редактор…
Вот человек, про которого за 30 лет работы в ТГУ я не слышал худого слова. С 1973 г., как только Галина Литвиненко с отличием защитила дипломное сочинение в госкомиссии тогда еще единого историко-филологического факультета, она работает в alma mater. Менялось начальство, давно уже разделились филфак и историки, разросся универ, не стало ее незабвенного научного шефа Валентина Ивановича Безрукова, который помогал ей изучать неологизмы. Открытый в 1975 г. редакционно-издательский отдел вуза в 1997 стал солидным издательством. А Галя все в одной и той же роли, практически с одной записью в трудовой книжке — литературный редактор.
Записей, правда, несколько, но суть одна. Просто в годы очередных перетрясок ее должность именовали по-разному. Неизменным было и есть: преодолевая раздражение, вытаскивать слабые рукописи, шлифовать хорошие. Выслушивать с улыбкой и искренние, и дежурные комплименты начинающих аспирантов и местных ученых знаменитостей в неофициальной обстановке. В официальной — изредка получать благодарности ректората.
К юбилею на редакторском счету Литвиненко скопилось около 500 книг и книжек, сборников и брошюр, отдельных оттисков. Так что во всероссийских дипломах издательства ТГУ есть и ее заслуга. «Я не помню плохого, трудностей на пути издания к выпуску. Любое из них — словно мое дитя», — говорит Галя. А директор издательства ТГУ Нина Яковенко отмечает: «Из лучших наших работников и хороший человек». Главный редактор Надежда Дементьева: «Профессионал высокой пробы, редакторский талант и надежность».
Но где карьера, конкурентная борьба, внешние знаки в принципе нормальных в нашем общении отличий? Что это — мягкость характера, излишняя скромность? Нет, это воспитание, это верность благородной отечественной традиции и в прошлые века демократических по духу родов нашей интеллигенции. Они были народниками, но не теми, кто устраивал террор. А тем земством, про которое Солженицын сказал как про сеятелей разумного, доброго, вечного. В годы крутых переломов, буйства радикальных разрушительных сил служивших и спасавших просвещение, науки и культуру. Опираясь на прочную нравственную атмосферу в своих семьях.
Eе бабушка не просто училась в начале XX в. в новгородской гимназии, она выбрала учительский класс. Потом работала так, будто вела заседание академии наук. Родных не миновали репрессии, ссылка. Оказались в Тюмени. Позднее отец после окончания ветеринарной академии в Москве встал перед выбором -родная Украина, Кавказ, Тюмень. Поехали в Сибирь, подальше от страшных воспоминаний. Да так и остались здесь.
В 1965 г. Галина закончила 26-ю тюменскую школу. Хорошая была школа в районе Затюменки, там и сейчас ее главная крепость, ее счастливый дом. Пару лет проучилась в медицинском (родительский пример!). Но книжный мир победил. Eще в придачу гитара. Бардовское движение, оно и в Тюмени разожгло яркий тогда костер. Появилась своя семья, «строительный» муж с гуманитарной жилкой. Родовые традиции не забылись.
Eе сын и дочь прошли и домашнюю школу. И отчей любви, и открытия в семейном сотворчестве музыки и литературы. А еще — всякие интересные новации 1970-х.
Комнатный зал для тренировок, знаменитые ступени роста детей моих коллег по новомакаренскому движению — Лены и Бориса Никитиных. Когда наступают дни рождения детей, то это их праздник. Взрослые — помощники и гости. Гремит семейный бал-маскарад, оживают театрализованные фигуры, чтобы разгадать шарады. Продолжается доброе сотворчество родных людей, верных искусству жить достойно. Духу нашего поколения шестидесятников, столь противному части нынешних радикальных профессоров. Поговорите с Литвиненко -за жизнь. Может, и поймете, в чем же секрет ее душевной красоты, столь нужной для общей перемены к лучшему.
Гойя вернулся в Ирбит, уступив место Антонису ван Дейку
Очень камерно, но душевно и тепло 9 марта с.г. в областном музее изоискусств прошло закрытие всемирно известной «Сюиты офортов на причудливые сюжеты» великого испанца Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусиентес под названием «Капричос» из собрания ирбитского музея изоискусств, с которым у тюменцев установились прочные связи. Неистовый просветитель и директор Валерий Карпов (Ирбит) так поразил нашу прессу и любителей изо, что …мало кто пришел на закрытие. Весь день люди звонили в наш музей и спрашивали: приехал ли Карпов? А тут распутица «вне плана», рисковый Карпов, выбравший прямой путь через Байкалово (не наше, в Свердловской области). До границы с нами твердо, а дальше — 30 километров раскисшей грунтовки. Вот и появилась ирбитская команда с опозданием.
Приличествующие событию речи (толковые!) сказали самым верным друзьям музеев Карпов и директор нашего музея Надежда Васькова. Публика выразила благодарность краткими репликами. Потом сдвинули банкетки в центр зала и стали слушать известного тюменского барда и музыканта Анвара Исмагилова. В честь Гойи он сочинил и исполнил испанскую балладу. А поскольку расходиться народ не спешил, Анвар дал настоящий концерт.
В награду Исмагилов получил из рук. Карпова шикарный календарь с прекрасно отпечатанной репродукцией «Дамы с собачкой» мэтра Поля Сезара Эллё. Наш музей тоже. Коллекция ирбитских художественных «гвоздей» полнится. 12 марта с.г. Карпов открывает у нас выставку графики великого голландца Антониса ван Дейка.
Ирбитцы рассказали о своем празднике по случаю 30-летия музея, а наши лишь опечалились — музею стукнуло 45, да вот областной культурный комитет не смог помочь отметить это дело. В кулуарах узнали про Исмагилова хорошую новость — лидер тюменского клуба интеллигенции назначен заведовать областным бюро пропаганды литературы и искусства. И плохую новость — 7 марта Анвар на крыльях вдохновенья, изрядно потратившись на такси, спешил на губернаторский концерт в ДК «Нефтяник». Как известный исполнитель. Однако одно высокое лицо из культурных начальников вычеркнуло его из программы. Мол, не вписался в формат. Просьба к уважаемому председателю областного комитета по культуре Eвгению Негинскому разобраться в этом случае, и пусть принесут извинения Исмагилову. Ведь он в Тюмени один-единственный творец в своем жанре.
В остальном, дорогие тюменцы — любители искусств, приходите в музей поклониться ван Дейку, увидеть и услышать Карпова — он остался у нас. Готовит совместно с нашими открытие выставки.