Человек эпохи инквизиции
12 марта в Тюменском музее изобразительных искусств открывается новая выставка «Антонис ван Дейк и его время», которая познакомит зрителей с живописью и графикой европейского барокко.
XVII столетие богато на события. Это было время острых столкновений римско-католической церкви и протестантской «ереси». Размах религиозного усердия породил охоту на ведьм и пытки инквизиции. Время, известное своей нетерпимостью и беспримерной жестокостью, закалило человеческий дух и интеллект и подарило миру учение Галилея, философские труды Декарта, вдохновлявшие силу разума. Бедствия Тридцатилетней войны в Eвропе, борьба за независимость Нидерландов раскрыли не только живописный, но и дипломатический гений Рубенса. В его мастерской и завершил свое образование сын торговца, уже добившийся статуса мастера.
Рубенс всячески поощрял стремление ван Дейка вплотную заниматься портретами, и они стали излюбленным жанром, приносили славу и стабильный доход. Как и Рембрандт, ван Дейк оставил огромное количество автопортретов, но не утруждал себя мучительным самоанализом, а упивался воздушной элегантностью кисти, собственным обаянием, красотой и щегольством. Острые на язык итальянцы, не без злорадства, прозвали его «художник, ведущий себя как аристократ», глядя, как белокурый, грациозный, энергичный молодой человек вышагивает по улицам Рима, разодетый в дорогой костюм, со шпагой на боку.
Во время пребывания в Италии у ван Дейка и возникает замысел создания серии гравированных портретов выдающихся современников, который в дальнейшем получил свое название — «иконография». Он привлекает лучших граверов и гравирует сам 18 листов, которые и составят жемчужину цикла. А чтобы серия смотрелась единым целым, все эскизы к 84 портретам мастер создал сам. Те, кто удостоился быть увековеченным, делились на три группы: монархи и полководцы, государственные деятели и философы, художники и коллекционеры. Ван Дейк удовлетворил и свое тщеславие, поместив свой автопортрет на заглавном титульном листе среди «самых достойных». Принадлежащие Ирбитскому музею искусств 30 листов из «иконографии» представляют особую ценность, так как принадлежат к изданиям, выпущенным еще при жизни ван Дейка, за качеством, четкостью которых он следил собственноручно. Вся коллекция была приобретена в Ленинграде в 1977 году, и благодаря стараниям директора Ирбитского музея графики Валерия Карпова (который вот уже третий раз балует тюменцев уникальными выставками) гравюры, практически непригодные для экспонирования, попали в руки умелых реставраторов и пережили второе рождение.
Увидеть работы удивительного мастера можно в музее изобразительных искусств по ул. Орджоникидзе, 47, ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов. Тел. 46-91-15.
***
фото: