Альтернативная служба: каторга или шанс для «косарей»?
Наконец-mo общество созрело, и у него больше не возникает вопроса — нужен или не нужен закон об альтернативной службе. Однозначно нужен. Но каким будет этот закон — до сих пор не решено.
Между тем многие молодые люди не идут в армию, ссылаясь на статью в Конституции, согласно которой каждый гражданин, в силу религиозных убеждений не терпящий насилия, имеет право на альтернативную государственную службу.
«С одной стороны, мы обязаны предоставить гражданам, которые в силу своих убеждений не могут служить с оружием в руках, возможность отдать свой долг родине. С другой — закон не должен стать лазейкой для уклонистов». Таков тон рассуждений депутатов Государственной Думы, которые в ближайшие дни готовят на рассмотрение закон об альтернативной государственной службе. По оптимистическим прогнозам некоторых депутатов, закон может быть принят уже этой весной.
— Существовало три варианта, — рассказывает депутат Госдумы Эдуард Воробьев (он представляет правительственный вариант). — По распоряжению правительства из депутатов Госдумы была создана рабочая группа, в нее вхожу и я, которая попыталась сблизить варианты проекта закона по многим позициям. В частности: где служить, сколько служить, порядок предоставления права на альтернативную службу.
По новому проекту предполагается, что основная часть альтернативщиков будет проходить службу по месту жительства — это выгодно и в финансовом, и в бытовом, и в психологическом плане, а также ослабляет криминогенную напряженность. Но срок службы в таком случае будет максимальным — ведь эти условия приближены к обычной работе. Только в том случае, если все рабочие места для альтернативщиков в родном населенном пункте будут заняты, призывника направят для прохождения службы в другой город. Ответственность за обеспечение жильем, питанием, спецодеждой в таком случае ложится на местную администрацию. Распределение — через министерство труда. Eстественно, что предоставляться будут непрестижные и низкооплачиваемые должности, чтобы не создавать конкуренции на рынке труда. Причем работа предоставляется не по желанию альтернативщика. Могут учитываться только специальность и стаж.
Сегодня идут споры о максимальном сроке службы. Eсть такой вариант: 48 месяцев для граждан со средним образованием, 24 месяца — для получивших высшее образование. Для граждан со средним образованием, которые будут служить на штатских должностях в воинских частях (в госпиталях, на хозработах, в ремонтных мастерских), срок службы составит 36 месяцев, соответственно для людей с высшим образованием — в два раза меньше. Ряд депутатов настаивает на снижении максимального срока до трех лет.
Самый сложный вопрос — как доказать право на альтернативную службу. Мы предлагаем такой порядок: гражданин подает заявление, в котором обосновывает истинность своих убеждений, мотивы и обстоятельства его желания идти на альтернативную службу. Также гражданин предоставляет все документы, подтверждающие наличие у него убеждений в силу вероисповедания и других причин. Призывная комиссия вправе самостоятельно запросить все подтверждающие документы, чтобы сверить их с теми, что предоставил призывник. А на заседании обоснованность или необоснованность заявлений призывника будет доказывать призывная комиссия, а не наоборот. Так мы избежим вала судебных жалоб призывников, недовольных решением комиссии. В этом вопросе нужно быть очень точным и щепетильным.
Eще один спорный момент -статус альтернативщика в мирное и военное время. Звучат вопросы: может ли альтернативщик участвовать в военных действиях? Ведь он не проходил военных сборов. На мой взгляд, статус должен оставаться неизменным. И это должно быть тщательно прописано в законе.
Депутат Николай Безбородое, представляющий вариант группы депутатов во главе с генералом Николаевым (комитет по обороне), считает, что с принятием этого закона необходимо пересмотреть права различных групп граждан на всевозможные отсрочки.
— Сегодня в армию призывается 10-12 процентов призывного населения. В основном это уголовники, люди без образования, из необеспеченных семей, 12 процентов из них — алкоголики, 8 процентов — пробовали наркотики. А потом мы удивляемся, почему у нас такая армия. Как только вступит в силу закон об альтернативной службе, мы лишимся значительной части и этого контингента. В армии просто некому станет служить. По нашему мнению, необходимо расширить контингент. Возможно, стоит некоторые виды отсрочки признать альтернативной службой.
— В том виде, в каком закон будет принят, много желающих воспользоваться им не будет, -уверяет Ирина Хакамада. — Молодежь стремится получить хорошее образование и найти себя на рынке труда, потому что родители не могут содержать детей, как это было в советские времена. Что касается волны желающих, то право на альтернативную службу защищено Конституцией. Сколько бы альтернативщиков ни было, ограничивать ничего нельзя. В армию пойдут добровольно, когда она будет компактной, будет обеспечивать нормальную индивидуальную подготовку, когда не будет дедовщины и когда за службу будут платить деньги. Отслужившим добровольно два года надо предоставлять льготы при поступлении в вузы, за пять лет службы -предоставлять квартиру.
Eсли мы боимся, что кто-то на нас пойдет большим войском, то можно за полгода подготовить в учебке резервистов. За такой срок дедовщины не возникнет. То есть будет контрактная армия, плюс обязательный призыв на полгода. И никто не будет бегать от армии. Это программа СПС. Мы боремся с властью, чтобы эту программу приняли с 2004 года. С нами не соглашаются, предлагают постепенно сокращать срок до полутора лет, до года и вводить полгода с 2010 года. Это означает — в очередной раз обманут людей. А по демографическим причинам в 2007 году в армию в ее нынешнем виде мы народ собрать не сможем. Придется хватать на улицах, сажать, как в тюрьму.
Разработчики постарались, чтобы закон об альтернативной службе не рассматривался как панацея от службы в армии. Призывники, которые прежде легко уходили из-под строгого взора военкомов, ссылаясь на статью в Конституции, теперь задумаются, стоит ли тратить четыре года жизни на работу в доме престарелых. А если и надумают, то им придется очень постараться, чтобы доказать свое право на это.
***
фото: