Мост должен быть поперек реки
В сравнении с властной вертикалью местное самоуправление есть власть «горизонтальная», стоящая на земле. Она должна быть не продолжением государственной власти, а опорой ее.
Развитие местного самоуправления, как и других демократических ценностей, должно привести нашу страну к европейской цивилизации. Однако сегодняшние попытки госвласти корректировать этот процесс больше напоминают строительство моста вдоль реки.
И от местного самоуправления, похоже, остается одно название: ни достойного бюджета, ни четких границ ответственности. Нужно ли такое местное самоуправление в России? Мэры и их заместители, которые встретились 5 апреля в «Лебяжьем» -на общем собрании ассоциации муниципальных образований «Города Урала», решили сначала найти ответ на этот вопрос, а уж потом обсуждать состояние ЖКХ. Так повестка дня была изменена впервые.
И хоть «топор, зависший над местным самоуправлением, отведен», как утверждал один из выступавших, четкого ответа «быть» или «не быть» — нет. Пока нет. Ясность, как говорили на собрании, должна внести специальная комиссия при президенте, которая с лета 2001 года работает над разграничением предметов ведения между властями: «очищает» законы от дублирующих полномочий, исключает расплывчатые формулировки (такие, как «оказывает содействие»), готовит модель реформы местного самоуправления.
Однако деятельность спецкомиссии, по мнению президента конгресса муниципальных образований РФ Олега Сысуева, может закончиться и провалом, если решено будет укрепить вертикаль, в которую местное самоуправление по определению не вписывается (а если «вписать», то это будет уже не местное самоуправление). Для этого и конституционный принцип разделения власти, коим руководствуется комиссия, могут «поправить». По крайней мере, Сысуев такого варианта не исключает, к тому же и «общество наше готово к такой вертикали. Считается, что в постсоветское время авторитарная система управления -эффективна».
Местное самоуправление «приговаривают», считает мэр Ишима Виктор Рейн. Но, по его мнению, правительство и президент должны давно определиться и сказать, если это так. «В переходный период мы замораживаем статьи Конституции, действует политическая и экономическая диктатура». Нужно ли местное самоуправление в России? — об этом надо договариваться.
Оценка ситуации профессиональным чиновником — начальником отдела по проблемам местного самоуправления главного территориального управления президента РФ Андреем Замотаевым, конечно, спокойнее.
Президент сегодня ко всем властям «относится на равных основаниях», и по отношению к муниципальной власти — «положительно», в публичных выступлениях звучит, что местное самоуправление — это необходимый элемент государственного устройства. По мнению Замотаева, проблемы в другом: в отсутствии понимания, что органы местного самоуправления — органы публичной власти и поэтому несут ответственность и перед обществом, и перед государством; в несоответствии между полномочиями, которыми наделяют муниципалитеты, и средствами, которые чаще всего не выделяют на эти полномочия.
По поводу долгосрочных стандартов, регулирующих бюджетные отношения между областью и городом, ассоциация муниципальных образований «Города Урала», по словам ее президента Аркадия Чернецкого, не раз обращалась в Минфин, но «правительство бездеятельно», что в свою очередь позволяет властям впадать в субъективизм, появляются конфликты между губернаторами и мэрами. Не питая особых надежд на деятельность комиссии, на понимание со стороны верховных властей, главы местных самоуправлений призывали держаться вместе.
…Чаще всего в защиту местного самоуправления можно услышать, что этот уровень власти — основа, важный элемент демократического государства. В московской школе политических исследований я услышала другое определение: местное самоуправление — это «родинка», малая родина. А жители, понимающие это, — граждане. И именно от них в первую очередь зависит судьба местного самоуправления. Не от правительства и не от президента.
***
фото: На общем собрании ассоциации муниципальных образований «Города Урала» мэр Тюмени Степан Киричук, Андрей Замотаев и председатель горДумы Сергей Медведев.