Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Любовь всегда сильней жизни

Вот мы и дожили до настоящего народного самоуправления в культуре, до важной приметы гражданского общества. Трепещет сердце шестидесятника: в восточных микрорайонах в школе N 63, куда ходят эмжэковские дети, -сами! — понятно, не без помощи своих уважаемых наставников, взяли да и поставили пьесу — инсценировку повести студентки 4 курса журналистского отделения филфака ТГУ Натальи Сергеевой «Место под солнцем» (издана в 1997 г. стараниями незабвенного Константина Лагунова).

Кстати, тоже плюс переменам: недавно Сергееву приняли в Союз российских писателей. Протекция была лишь одна — набирающий силу ее молодой талант. А благо школьного спектакля в том, что молодые обсуждают свои тревожные проблемы (наркотики, бездуховность, деньги и нравственный выбор человека) на подлинном языке поколения. И пусть ребятам еще шлифовать и шлифовать свое исполнительское мастерство, главное сделано. Они приобщились к сотворчеству, самовыделыванию личности.

Уважаемые отцы города! Помогите доброму делу, по поводу которого вы уже прозаседались и наплодили кучу бумаг — после известного призыва Путина заняться потерянным поколением, полезной работой по современному воспитанию юношества. Выделите школе N 63 нужную (небольшую) сумму на элементарную «одежду» сцены, простые осветительные приборы. Пока же там на весь зал одна лампочка…

О самом спектакле пусть напишут молодые. Надеюсь, в четверг коллеги из «Субкультуры» выскажутся про событие N 1 от вторника до вторника.

Событие второе: «Курьер» приветствует и изо всех душевных сил поздравляет с 85-летием Якуба Занкиева, родившегося 6 апреля 1917 г. Видного общественного деятеля, талантливого педагога и заслуженного учителя РФ, ветерана Великой Отечественной, удостоенного трех боевых орденов и многих медалей. Занкиев на пороге 1990-х стал профессиональным писателем — пока явление редкое в НКА сибирских татар.

За его плечами — два тома народного романа-эпопеи «Иртеш таннары — Зори Иртыша», отразившего сложный и драматичный путь сибиряков от революционных событий 1917 г. до праздника Победы в 1945-м. Впервые в истории отечественной литературы в центре эпопеи — глубоко прописанный образ учителя и просветителя Мухамеда Уразаева, отдающего все свои силы возрождению сибирских татар вне влияния национального изоляционизма.

Данью уважения писателю и замечательному человеку стал специальный семинар в его честь студентов татарского отделения филфака ТГУ с обсуждением эпопеи. В Тобольске, где живет Занкиев, в эти дни успешно прошла научно-практическая конференция, посвященная его творчеству.

Событие третье: наш театр драмы отличился 5 апреля с.г. необычной премьерой. Публика хорошо приняла очередной международный культурный проект театра. В рамках оформляемых сейчас договорных отношений Тюмени и Белоруссии на сцене поставлена новая пьеса Алексея Дуда-рева «Черная панна Несвижа». В свое время произведения известного минского драматурга успешно шли в тюменском драматическом. Не стала исключением и эта встреча. Постановку осуществил художественный руководитель Национального театра Республики Беларусь имени Янки Купалы, лауреат госпремий БССР и СССР, народный артист РБ Валерий Раевский. Eму удалось синтезировать историко-мифологические традиции народов прибалтийского региона с современными чертами театрального «большого стиля». Когда голос актера, борение действующих сил органично связаны с декором, музыкой и пластическим рисунком спектакля. Редкое и выразительное единение творческой фантазии Раевского, лауреата госпремий СССР и БССР, народного художника РБ Бориса Герлована (Минск), музыкальной композиции Виктора Копытько (Минск) и хореографических картин Марины Дударевой (знаковое имя в белорусской столице).

В актерском ансамбле все наши мастера едины в своем ощущении того (XVI в.) «вывихнутого нерва времени», той истории разбитых социально-историческими условностями молодых сердец, когда человечность и красота любви приносятся в жертву интересам разных кланов. Жестокую гордость Радзивиллов до предела заостряют братья-князья (заслуженный артист РФ Владимир Орел и артист Олег Викторович). Свою игру, пытаясь сохранить лицо королевской семьи, хрупкий баланс сил в расшатанном королевстве, ведет Бона Сфорца, королева-мать при умирающем муже. Органично читает действие артистка Валентина Толмачева. О эта краса школы психологического реализма! Вот она — просто мать, переживающая свои страсти и пылкие всплески влюбленного сына, что ломает династически выгодный для Польши брак с германцами. А вот Бона — лукавая царица в тонком диалоге со своим серым кардиналом Мнишеком, дабы разъединить новых Ромео и Джульетту.

Дмитрий Турбин

И браво заслуженному артисту РФ Геннадию Баширову, не копирующему типаж кардинала Ришелье. Прикинувшись странствующим монахом,, он «просто» пересказывает краковские августейшие сплетни (Краков — древняя столица Польши) — про предстоящую свадьбу ее любимого и любящего королевича Жигимонта Августа. Затем тихонько так жалуется на жизнь, забывчивого бога, душевные муки, от которых у него спасенье — флакон со снадобьем, сжигающим человека за полгода. «Умереть. Уснуть. И видеть сны — счастливые, быть может?..» Конечно же, красавица Барбара Радзивилл (Бженка), после своих случайных связей преображенная настоящей любовью, на всякий случай покупает флакон.

После визита Боны в вассальную литовскую столицу Вильно и мудрых «советов» во имя «государственных интересов» быть при дворе фрейлиной (церковь не примет тайное венчание с королевичем) Бженка жертвует собой. На грани жизни и смерти Жигимонт.

Финал. Слепящий луч памяти вдавливает его в землю… Начинается жизнь легенды о Черной панне Несвижа (поместье Радзивиллов), ибо сильным мира не следует выказывать свою слабость. Всего лишь свет большой любви. Наперекор жестокому веку, коварным правилам.

Я рад за артиста Сергея Скобелева (Жигимонт), получившего в театре драмы первую большую роль и проживающего ее как светло-печальную музыку любви. В дуэте с нашей обаятельной и умной Мариной Слепневой (Бженка), выразительно подчеркивающей горе и счастье судьбы своей героини. , Стильность спектакля Раевского и его команды — высокого класса. Возносятся к небу самые выразительные фрагменты Вавепьского замка в Кракове. Свидетеля главных событий в Речи Посполитой. Пауза. Музыка, смещение декора, новые вещи — и мы то в Несвиже, то в королевских покоях… Чувственные гармонии Раевского эстетны. Он прямо реализует метафору «любовь на небесах». Но как! Без малейшей пошлости нынешних чернушно-порнушных мод. Незнакомый тюменцам эпический стиль принят с благодарностью. Зонты в XVI веке? Оказывается, были -несколько иной конструкции. Блеск и подлинность костюмерии, открытая демонстрация манер, тех танцев тоже понятны.

Дмитрий Турбин

В своей культурологической монографии о быте, нравах и интерьере дворянских усадеб незабвенный Юрий Лотман писал про их знаковость, важную символику, скрывающую суть отношений. Все продумано и все работает на лейтмотив этого необычного спектакля — настоящая любовь сильней любого зла, обыденной сутолоки бытия.

После премьеры успех международного культурного проекта ТГТДиК приветствовали советник посольства Белоруссии в РФ, руководитель его тюменского представительства Игорь Коновалов, председатель областного комитета по культуре Eвгений Негинский, директор театра Владимир Коревицкий. В знак дружбы гостям вручили символическое «сердце» тюменской земли.

Подробности брифинга Коревицкого: Раевский еще будет ставить у нас, замысел обсуждается. Наши поедут готовить спектакль в Минск. Официальный документ о творческом содружестве утвержден губернатором Сергеем Собяниным и после дипломатических и других процедур будет подписан. Было соглашение театров при поддержке министерств культуры РБ и РФ, теперь, после успешных гастролей ТГТДиК в Минске летом 2001 г., намечена долгосрочная программа обменов и сотрудничества филармоний, музеев, театров, ансамблей и проведение фестивалей. Возможны контакты с Украиной.

Опять (после недавней «Чумы») отличилась художественно-постановочная часть театра. Особенно пошивочный цех во главе с Любовью Крестьянниковой и ее сотрудницами. Шили великолепные костюмы день и ночь, классная ручная работа, часть которой делали в Минске. Так что постановка получилась дорогой — и в буквальном, и в смысле громадного напряжения всех сил наших мастеров.

***
фото: Бона Сфорца -арт. Валентина Толмачева;Жигимонт — арт. Сергей Скобелев;Бженка — арт. Марина Слепнева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта