«Искусство или ремесло»
Так называется новая выставка ювелирных украшений) открывшаяся в Тюменском музее изобразительных искусств. Само название — уже интрига, скрытый вопрос, который, на первый взгляд, странно задавать, если речь идет о «безделушках».
Ответ каждый посетитель находит сам, проникаясь уважением к замыслу художника, его фантазии, смелости, нетрадиционному подходу к привычному материалу, будь то камень, металл, стекло или простая ракушка. Кого-то восхищают ремесленные навыки — виртуозное кружево филиграни, безупречно гладкие кованые поверхности, мелкие крупицы зерни. Но все понимают — ювелирное искусство может считаться таковым, когда мы оцениваем не количество дорогостоящих компонентов, затраченных на изготовление украшения, а оригинальность замысла и чувство стиля, не высокую пробу на металле, а высокую пробу мастерства.
Первая витрина знакомит нас с миром женщины эпохи модерна, когда не только собственно украшения, но и функциональные милые мелочи — пряжки, кошелечки, булавки для шляп — пытались наполнить пресный быт сказочной красотой, спасти общество от засилья мещанского вкуса.
Художники не желали признавать различия между «низким» прикладным и «высоким» свободным искусством. «Машинная промышленность убивает красоту. Сегодня все отошло к автоматам, к этим интеллектуальным калекам, из которых каждый является специалистом» — фраза, произнесенная более ста лет назад, не потеряла своей актуальности, как не потеряли своего шарма небольшие пряжки от пояса с очертаниями свернувшихся в клубок змей. Защищаясь от шума городов, всепоглощающего господства индустрии, модерн был пленен волшебством природной жизни, ее органики. Мир животных и растений тоже делился на излюбленные мотивы и сюжеты. Художник любовался в первую очередь аморфными, бесплотными живыми организмами, примитивное строение которых угадывалось в капризном, безжизненно усталом ритме линейного узора. Легкие, гибкие, «плазматические» тела змей, блистающих на солнце кольчугой из мелкой чешуи, не только соответствовали ритму и цветовой гамме, но и философскому кредо. Змеи — символы искушения и соблазна, обитатели подземного мира (царства мертвых) — были вечными спутниками рокового женского начала. Даже в русском фольклоре, столь любимом этой эпохой, красавиц похищали Змеи Горынычи, а слова «мать-земля» со словом «змея» были одного корня.
Природа сама предоставила «сырье» для рисунка, с его мерцающей, упругой, гибкой напористостью. Даже от скромной змеевидной пряжки исходит необычайно чувственное волшебство, когда зеленовато-бронзовый оттенок металла дополняется зеленым глазком граненого камня. Или две змеи, обвивающие незыблемую ось в коварном, эротическом или зловещем танце, показывают, как маленькая вещь создается по законам природной архитектуры, не имеющей ничего общего с популярными теоретическими трактатами. Каждая линия рождает линию, как всякое движение в природе рождает ответное. Изобретательность художника не знает границ — инкрустируя поверхность кошелька, он сочетает «павлиний глаз» перламутра с черепаховыми пластинами, а используя рог, лишний раз напоминает о природной сущности, органике вещи. Все эти милые изыски — от брошек до пряжек — быстро подкупили даже капризную, пресыщенную буржуазную публику, часто заботящуюся о дороговизне вещи в ущерб ее художественному достоинству. Небольшая пряжка несла в себе символический смысл, тайный знак, по которому узнавали друг друга уже не посвященные мистириальных культов, но модницы рубежа XX столетия.
Выставка ювелирных украшений из фондов ТМИИ и ТОКМ работает по адресу: ул. Орджоникидзе, 47, тел. 46-91-15.
***
фото: Ювелирные пряжки с тюменской выставки