Алексей Степанов: Общин язык найдем легко
Своеобразным филиалом санкт-петербургского «Зенита» становится футбольный клуб «Тюмень». Год назад команду возглавил питерский тренер Николай Воробьев, в январе этого года президентом клуба стал спортивный директор «Зенита» Алексей Степанов.
Ничего плохого в том, что подниматься клубу на ноги помогают приезжие специалисты, нет. Во-первых, своих еще не воспитали. Во-вторых, «Зенит» — один из ведущих клубов страны, по организации футбольного хозяйства приближается к европейским стандартам — полезно поучиться. В-третьих, приглашенные специалисты молоды, амбициозны и в то же время обладают опытом работы в солидном клубе.
Назначение Алексея Степанова стало для болельщиков неожиданностью. Между тем еще год назад Степанова приглашали в Тюмень на должность тренера.
— С губернатором Тюменской области Сергеем Собяниным, -говорит Алексей Степанов, — я познакомился на матче с участием ветеранов «Спартака» и «Зенита» (он проходил в январе 2001 года в СОК «Здоровье» — E.А.). Позже поступило предложение возглавить команду — я ведь закончил институт имени Лесгафта, получив специальность тренера. Тогда я не решился. Работа спортивного директора мне нравилась. Прошел год. Мой бывший партнер по «Зениту» Николай Воробьев провел в целом удачный сезон. И ко мне снова обратились из Тюмени. Из «Зенита» меня не хотели отпускать. Но я решил попробовать. Всю жизнь в футболе, многое знаю, хотелось эти знания проявить в серьезном деле.
Коренной ленинградец Алексей Степанов родился в 1960 году. Футбольный путь начал в знаменитой СДЮШОР «Смена». В 17-летнем возрасте попал в ленинградское «Динамо». Через год, единственный раз в игровой карьере, покинул родной город — два сезона провел в узбекском «Карий истрое» (г.Карши). В конце 1979 вернулся в Питер — и сразу в «Зенит». В сезоне 80 20-летний Степанов провел 30 игр и по праву получил бронзовую медаль чемпионата СССР. Через четыре года разделил самый пока значительный успех питерского футбола, став чемпионом страны. Три года играл за молодежную сборную СССР. Проведя 11 сезонов в «Зените», Степанов в 1990-м стал играющим тренером печально известного тюменским болельщикам санкт-петербургского «Локомотива», с которым вышел из КФК во 2 лигу. В ту пору в стране стал активно развиваться мини-футбол. Степанов какое-то время совмещал работу в «Локомотиве» с играми за московскую «Дину», был капитаном. Когда пришло время сделать выбор, предпочел мини — перспектива сыграть на чемпионате мира и Eвропы оказалась весьма заманчивой. С «Диной» Алексей Николаевич трижды становился чемпионом страны.
В Питер Степанов вернулся в 95-м и, поработав в фонде помощи ветеранам «Зенита-84», получил приглашение на должность спортивного директора, на которой трудился до 2002 года.
— Что входило в обязанности спортивного директора?
— Организация матчей, в том числе дубля, «Зенита-2». Заявочная кампания, связь с ПФЛ и РФС, сообщение с детскими школами города, оформление контрактов с футболистами, селекционная работа. Я осуществлял своеобразную связь между командой и клубом.
— Судя по длинному списку, в работе футбольного чиновника для вас нет секретов?
— Да, с освоением должности президента сложностей возникнуть не должно.
— Какие меры, на ваш свежий взгляд, необходимо сейчас предпринять, чтобы клуб более эффективно работал на команду?
— Во-первых, надо резко увеличить объем рекламы. Футбол должен быть праздником. Это я хорошо усвоил в «Зените». Тюмень — достаточно крупный город и заслужил хорошую футбольную команду. Надо больше говорить о команде в прессе, по телевидению, рассказывать об игроках.
Второе: организация футбольных матчей. Eсли вы были на матчах «Зенита» в Санкт-Петербурге, то видели, какое это шоу. Трибуны заполнены, весь город живет футболом. Предприимчивые люди в Питере давно разглядели в футболе выгоду: хорошо налажен выпуск футбольной атрибутики, весь стадион заставлен рекламными щитами. Кстати, большая заслуга в этом коммерческого директора «Зенита» — я хочу пригласить его работать в Тюмень.
В-третьих, инфраструктура. Нужно тесно работать со школой. Очень хотелось бы построить искусственное поле. Лето у нас короткое, поэтому вопрос полей приобретает особое значение. Искусственный газон качественнее, надежнее, не требует столь тщательного ухода, как настоящая трава. Уже есть конкретный проект — на месте верхнего поля. Там можно будет играть круглый год, проводить турниры ветеранов, тренировать детей. С 21 по 24 марта в Санкт-Петербурге пройдет выставка, посвященная футбольным покрытиям. Я еду туда — соберу документацию, изучу варианты — и будем выбирать. Искусственный газон стоит от 250 до 400 тысяч долларов.
— Вы часто проводите параллели с родным клубом. Однако «Тюмени» до «Зенита» во всех смыслах очень далеко. Марка «Тюмени» не раскручена даже в городских масштабах.
— «Зенит» — это акционерное общество. У клуба много спонсоров, в том числе такие крупные, как «Газпром». В Тюмени в этом направлении нам предстоит сложная работа не на один год. Возможно, надо будет поменять правовой статус клуба — сейчас это некоммерческая организация -есть более рабочие формы.
— Вы продолжаете следить за выступлением «Зенита». В Тюмени у этого клуба есть поклонники. И некоторые из них считают, что клуб этой зимой неудачно провел селекцию.
— Решать, кто должен играть в команде, — прерогатива тренера. Но замечу, что игроки, покинувшие команду, — Деменко, Кобелев, Горшков — хотели остаться. На их место пришли иностранцы, которые, на мой взгляд, не сильнее. А им еще нужно время на адаптацию. Я не приветствую приглашение иностранных игроков. Тем более если в городе есть такие футбольные школы, как «Зенит», «Кировец» и «Смена», признанная в 2000 году лучшей в стране. Мы даже в клубе провели такую акцию — премировали всех детских тренеров, воспитавших футболистов для команды мастеров.
-Даст ли вам диплом тренера моральное право вмешиваться в тренерский процесс?
— То, что я освоил тренерскую профессию, мне в моей нынешней работе только плюс. К тому же мы с Николаем Воробьевым давно друг друга знаем, вместе играли и работали в «Зените». У нас общие взгляды, общие требования, характеры схожие. Мы можем и поспорить, но, возможно, в этом споре родится истина для нас обоих. Проблем в совместной работе возникнуть не должно.
***
фото: